Учредительный съезд партии «Рассвет» растянулся на два дня. Фото из Telegram-канала Екатерины Дунцовой
В Подмосковье 1–2 мая состоялся учредительный съезд новой партии экс-претендента на участие в президентских выборах Екатерины Дунцовой. Ее «Рассвет», условно говоря, уже забрезжил над Минюстом. По информации «НГ», для всех правовых процедур было собрано нужное количество делегатов от необходимого числа регионов, а это не менее двух человек от половины субъектов РФ как минимум. Однако на съезде отсутствовал официальный представитель регистрирующего партии ведомства. Дунцова пояснила «НГ», что в Минюст направлялись и письменное, и телефонное приглашения, в ответ было обещание прийти. Эксперты заметили, что остается лишь гадать, реально негативный ли это знак либо, наоборот, указание, что просто пока ничего не решено.
На первом съезде политструктуры Дунцовой присутствовали 148 человек – это делегаты от 50 регионов. Официальное название было утверждено простое – политическая партия «Рассвет». Председателем ожидаемо избрали саму Дунцову, были сформированы и положенные по закону о партиях руководящие органы. В Центральный совет вошли 24 человека, в контрольно-ревизионную комиссию – 7 человек.
В мероприятии принял участие лидер «Гражданской инициативы» Андрей Нечаев, который, впрочем, лишь выступил с приветственным словом. «Договорились с Екатериной Дунцовой о взаимодействии, в том числе на выборах нынешнего года», – пояснил он. При этом Борис Надеждин, бывший выдвиженец этой партии на выборы президента, на съезде «Рассвета» замечен не был.
Об отсутствии на съезде представителей Минюста стало известно уже по ходу дела. Дунцова сообщила «НГ»: «Приглашение было направлено заказным письмом с уведомлением, получено в срок, установленный законом. По телефону представители Минюста предварительно подтвердили свое участие. Обещали связаться по телефону со мной. Не могу сказать, почему они не приехали. Но на процедуру это никак не влияет, присутствовать на съезде или нет – это их право». И Дунцова заявила, что уже в ближайшее время станет понятно с формальной регистрацией, «документы будут представлены в кратчайшие сроки». Напомним, что сам факт появления какой-то партии Минюст как бы лишь констатирует, давая полгода на регистрацию отделений в субъектах РФ. Правда, отказ может последовать еще и на этой стадии. Но если в более чем половине регионов партийные филиалы появляются официально, то тогда ведомство Константина Чуйченко уже решает вопрос, вносить новую организацию в реестр юрлиц или нет.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов напомнил «НГ», что «особого настроя на регистрацию новых партий сейчас вообще нет». И процедура имеет, по сути дела, разрешительный характер. Тем более это относится к партии «Рассвет», которая, по его словам, «никогда не получала белых меток».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает: хотя съезд состоялся, «то, что представителя Минюста не было, – это тревожный сигнал для учредителей». «Минюст – бюрократический орган, так что если его представителя не было, то это может означать, что, в глазах Минюста, и съезда не было. Поэтому-то в политическом смысле в итоге трубы все-таки прорвало». Дело в том, что ранее Мухин предрекал «НГ», что съезд может сорваться по формальному поводу, например, из-за неисправной гостиничной сантехники (см. «НГ» от 09.04.24). Тем не менее эксперт отметил, что все-таки вероятность регистрации совсем отметать рано: «Отсутствие представителя Минюста не стало для партии «черной меткой», но знак это нехороший. Хотя надо понимать, что методы работы властей с оппозицией меняются, какого-то единого шаблона нет, всегда есть место новому». Как подчеркнул Мухин, «к реальному политическому процессу этот съезд не имеет отношения». И хотя вроде бы все формальности, с одной стороны, соблюдены, с другой – учитывая публику, выступающую организаторами партий, «наверху могут счесть, что это сомнительный проект, который ставит своей целью свержение конституционного строя». Поэтому у эксперта есть ощущение, что в органах власти к инициативе Дунцовой отнесутся скептически.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев обратил внимание «НГ» на то, что документальных подтверждений посланного в Минюст приглашения Дунцова не представляет, точно так же, как и ответа ведомства: «Когда будет официальный комментарий Минюста, тогда можно будет делать выводы, пока же его нет, это делать рано. Но если в законе нет нормы об обязательном присутствии представителя ведомства на учредительном съезде партии, тогда и проблемы особой нет». «НГ» действительно не обнаружила в законе подобной нормы ни в императиве, ни в формате «вправе». При этом эксперт заметил: несмотря на прежние предположения о том, что съезд власти не дадут провести, он все-таки прошел. «Май у нас для позитива: праздники, вступление в должность президента, переназначение правительства. Зачем власти и силовикам омрачать главное политическое событие разгоном какого-то съезда, создавать негативный информповод? Притом заранее ясно, что Дунцова политизирует такое событие, обернет его на пользу в качестве рекламы своей настоящей оппозиционности. А тут сразу понятно, что власть никого не боится, а партию могут потом заблокировать, отказав ей в регистрации по формальным основаниям. Но, может быть, их даже первоначально и зарегистрируют», – сказал Калачев.