0
4410
Газета Политика Интернет-версия

02.05.2024 18:58:00

Доследственные проверки нынче дороги

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

Тэги: минюст, поправки, упк, издержки уголовного судопроизводства, затраты государства, компенсация, виновные


минюст, поправки, упк, издержки уголовного судопроизводства, затраты государства, компенсация, виновные В адвокатуре поддерживают инициативу главы Минюста Константина Чуйченко о выплатах защитникам за счет издержек. Фото РИА Новости

Минюст готовит поправки в постановление правительства РФ об обязательной компенсации издержек уголовного судопроизводства, понесенных еще до возбуждения дел. Даже на стадии доследственных проверок правоохранители проводят множество таких процессуальных действий, которые требуют расходов. Также и подозреваемым, и обвиняемым можно пользоваться услугами защитников, в том числе назначаемых государством. Адвокатов нанимают и потерпевшие, но уже за свой счет. Скорее всего все эти затраты попытаются взыскивать с виновников – в первую очередь с осужденных. Однако неприятности могут ждать и тех бдительных граждан, чьи сигналы в органы не получили подтверждений.

Ведомство Константина Чуйченко опубликовало на портале проектов нормативных актов обновленную редакцию правительственного постановления от 2012 года. Нынешний порядок возмещения процессуальных издержек предлагается распространить и на доследственные проверки. Формулировка «производство по уголовному делу» заменяется фразой «уголовное судопроизводство», что вытекает из соответствующих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).

Их принятие в свое время обусловливалось тем, что сегодня следователи еще на первой стадии, то есть до возбуждения уголовных дел, проводят ряд процессуальных действий, требующих существенных материальных затрат: получение объяснений у тех или иных лиц, различные экспертизы, выезды в командировки и на ревизии, исследование документов и предметов с участием специалистов. Или, скажем, законом допускается участие защитника в доследственной проверке, но так и не создан механизм выплат для адвокатов по назначению. Не удавалось включать в издержки и юридическую помощь потерпевшим, которая все чаще необходима. Число доследственных проверок теперь возросло и из-за доносов в органы от общественных организаций и бдительных граждан. Не все такие сигналы подтверждаются, однако соответствующую работу силовикам выполнять приходится.

Как подтвердил «НГ» управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин, предложения Минюста – это реализация поправок в УПК, вступающих в силу в середине мая. Главное изменение в том, что к процессуальным издержкам ныне будут относиться все связанные с уголовным судопроизводством расходы, а не только затраты после возбуждения уголовных дел. «Такие поправки в УПК давно назрели, поскольку объем процессуальных действий, которые закон позволяет совершать на этапе проверки сообщения о преступлении, серьезно увеличился за последнее время», – подчеркнул он. Нередко на том же этапе активно действуют и адвокаты, так что «существенные расходы, которые связаны с производством процессуальных действий, направленных на проверку сообщения о преступлении, должны возмещаться в соответствии с общими правилами».

Зампред комиссии Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ по защите прав адвокатов Нвер Гаспарян напомнил «НГ», что лицам, участвующим на этой стадии уголовного судопроизводства, предоставлено право пользоваться услугами адвоката, приносить жалобы и т.д., но до настоящего момента участие, например, защитника по назначению и оплата его услуг государством не предусматривались. Несомненным плюсом предложенных поправок, по его мнению, станут попытки защитить права и законные интересы граждан – потенциальных подозреваемых еще до возбуждения уголовных дел, а также организовать состязательность при проведении доследственных проверок.

Советник ФПА РФ Борис Золотухин заметил «НГ», что уже прошло 11 лет с тех пор, как были внесены изменения в ст. 144 УПК, предоставившие право следователю еще до принятия решения о возбуждении уголовного дела проводить определенные следственные действия, в ходе которых человек должен быть обеспечен защитником. В 2015 году вышло постановление пленума Верховного суда (ВС) РФ № 29 – единственное в своем роде, которое регулирует вопросы обеспечения правом на защиту в уголовном судопроизводстве. Пункт 1 этого документа вводит понятие, скажем так, «заподозренного лица». Но когда человек в таком статусе приглашает адвоката по соглашению, это вопросов не вызывает. Проблемы возникают в тех случаях, когда речь идет об обеспечении защитником за счет государства. А именно: на какие нормы должен ссылаться этот защитник при оформлении документов на компенсацию. На практике в большинстве случаев вопрос с оплатой решался положительно, тем не менее нужно было законодательное регулирование. «Надеюсь, на этом законодатель не остановится, поскольку, с моей точки зрения, аналогичным правом на защиту обладают лица, в отношении которых проводятся оперативно-разыскные мероприятия и которые об этом знают. В данном случае и их государство также должно обеспечить правом на защиту», – подчеркнул Золотухин.

Адвокат московской коллегии адвокатов «Костоев и партнеры» Евгения Рубанова пояснила «НГ»: «Как адвокат, занимающийся по большей части защитой прав и интересов потерпевших, должна отметить, что доследственные проверки могут длиться и год, и более – с момента подачи заявления в следственные органы и до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Таковы реалии сегодняшней системы». И не всегда это связано с длительностью проведения различного рода экспертиз, чаще всего – с постоянными отказами следствия в возбуждении дела, что затем отменяется прокуратурой. До сих пор расходы потерпевших в ходе доследственных проверок, в первую очередь – оплата юрпомощи, полностью ложились на их плечи, но сейчас появилась вполне обоснованная надежда изменить эту ситуацию, считает Рубанова.

На вопрос «НГ», в чем вообще основные проблемы механизма возмещения процессуальных издержек, она напомнила о постановлении пленума ВС РФ от 2013 года. Там было дано их расширенное определение: «Это необходимые и оправданные расходы, связанные с производством по уголовному делу, в том числе суммы, выплачиваемые физическим и юридическим лицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство в качестве участников (потерпевших, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков, понятых, адвокатов и др.)». Однако определяют то, какие расходы можно признать необходимыми и оправданными, именно дознаватели, следователи или прокуроры, вынося соответствующие постановления о возмещении. «То есть это отдано на откуп должностному лицу, которое чаще всего не заинтересовано обосновывать дополнительные выплаты из федерального бюджета», – подчеркнула эксперт. Есть и проблема возмещения издержек при прекращении уголовного дела, например, за истечением срока давности привлечения к ответственности. Рубанова напомнила, что в соответствии с ч. 1 ст. 132 УПК процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет федерального бюджета, однако «лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено, не является осужденным». Опять же пленум ВС РФ в постановлении от 2018 года № 11 пояснил, что тогда издержки возмещаются фактически только за счет государства, впрочем, судебная практика на этот счет по сей день остается крайне противоречивой.

Вице-президент ФПА РФ, президент адвокатской палаты Воронежской области Олег Баулин считает нынешние изменения законодательства ожидаемыми и полезными для адвокатуры. В качестве защитников ее представители участвуют в том числе в доследственных проверках, однако вопрос о выплате адвокату вознаграждения за защиту в случае его назначения не был разрешен в правительственном положении о возмещении издержек. Конечно, по его словам, лишь одними этими поправками невозможно устранить все нормативные и практические пробелы. Так, к примеру, по-прежнему остается актуальным вопрос об оплате юрпомощи, оказываемой не в связи с участием лица в процессуальных действиях. Речь идет, например, о консультациях со специалистами, об опросах лиц, которые могли бы быть допрошены в качестве свидетелей, или об иных действиях адвоката, направленных на сбор документов и сведений, которые могут быть использованы в качестве доказательств. «Проблема застарелая, попытки решить ее предпринимают и ФПА, и сами адвокаты, обжалующие в судах действия уполномоченных органов, уклоняющихся от принятия решений о выплате вознаграждений», – заметил Баулин. Позиция ФПА тут проста – компенсация должна быть за всю работу адвоката, направленную на оказание юридической помощи подзащитному. А не только та ее часть, которую следственные органы посчитают целесообразной.


Читайте также


Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
740
В России не выполняется каждый второй госконтракт

В России не выполняется каждый второй госконтракт

Ольга Соловьева

Для большинства конкурсов закупок не находится участников

0
3772
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
2698
У фигурантов доследственных проверок нет своего процессуального статуса

У фигурантов доследственных проверок нет своего процессуального статуса

Екатерина Трифонова

Омбудсмен Татьяна Москалькова выступит за права "заявителей о преступлении" в ежегодном докладе

0
3802

Другие новости