Председатели Госдумы и Совета Федерации объединяют усилия для продвижения актуального законопроекта. Фото с сайта www.council.gov.ru
Поправки в Трудовой кодекс (ТК) от группы сенаторов во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и ряда депутатов под началом спикера Государственной думы Вячеслава Володина только выглядят популистской и какой-то даже социалистической инициативой. Речь идет о системе гарантирования занятости, когда лишнюю рабочую силу можно будет под контролем государства перемещать туда, где ее не хватает. Наверное, тут есть и усиление надзора за оргнаборами гастарбайтеров. Но если на предложение Матвиенко и Володина посмотреть с точки зрения результата, то вполне можно увидеть подготовку правовой базы для мобилизации в своего рода трудовые армии нового типа. Потому что, конечно, не за бесплатно и по согласию людей, хотя у потенциальных безработных особого выбора и не будет.
Кроме Матвиенко под проектом закона стоят подписи видных сенаторов, например секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака или главы комитета СФ по конституционному законодательству Андрея Клишаса. А скажем, среди депутатов вслед за Володиным под документом подписался лидер фракции ЕР Владимир Васильев. Имя же, к примеру, единоросса Андрея Исаева можно считать фактической визой от официальных профсоюзов. Понятно, что такие высокопоставленные парламентарии, включая третье и четвертое лица государства, не стали бы заниматься совсем уже дешевым пиаром на ниве популизма. Это значит, что на самом деле предлагается что-то серьезное. Косвенное тому подтверждение можно найти и в прямо-таки неумолимой строгости пояснительной записки к поправкам к ТК. В ней нет ни одного аргумента в пользу предлагаемых изменений или каких-то попыток описать текущую ситуацию, которая требует предлагаемой законодательной реакции.
Обычно этот стиль характерен для руководящих инициатив президента РФ, но, к примеру, правительство всегда дает хотя бы какие-то разъяснения. Что уже в этом контексте говорить о парламентариях, которые свое законотворчество чаще всего сопровождают настоящими трактатами. Но на сей раз все по-другому: к 22 листам поправок составлены пояснения на шести страницах. И они представляют собой лишь слегка более народное изложение предлагаемых правовых норм.
Однако суть подготовленного обновления ТК в принципе вполне понятна. Например, одна из дополнительных глав кодекса называется так – «Временный перевод на другую работу по направлению государственного учреждения службы занятости населения». Смысл этого механизма в том, что этим структурам любые хозяйствующие субъекты должны будут направлять данные о нехватке рабочей силы или, напротив, ее возможном избытке, например из-за остановки деятельности. Государственный посредник далее должен будет действовать оперативно и после получения согласия трудящегося направить его на новое место. При этом сроки везде указываются реально минимальные – тут и два дня, и пять или семь дней. Кстати, среди тех, кто имеет право запрашивать рабочую силу, указаны и частные агентства занятости. По поводу них в ТК уже есть отдельная глава, однако там теперь появятся более жесткие нормы, а последовательность действий будет прописана та же самая, что и государственных служб.
Кстати, после завершения своего временного трудоустройства человеку точно гарантируют возвращение на прежнее место работы. Чтобы в этом не было никаких сомнений, по всему тексту ТК рассеяны указания на усиление государственного контроля над сферой занятости, то есть она фактически перестает быть вотчиной договорных отношений между работником и работодателем в присутствии профсоюзов или, что чаще, в отсутствие оных. Частным агентствам строго запрещается «перепродавать» рабочую силу туда, где нет условий для соблюдения трудового законодательства и нормативов по технике безопасности. Еще им нельзя предоставлять штрейкбрехеров, если где-то происходит забастовка или отказ от работы из-за отсутствия зарплаты, а также участвовать в различных хитрых схемах вроде той, когда необходимы липовые данные, чтобы получить какую-нибудь лицензию. Стоит заметить, что ныне действующая редакция данной части ТК ранее в основном касалась иностранных или вахтовых работников, но теперь точно распространяется на все население.
Также в поправках сенаторов и депутатов есть чисто социалистические предложения. Например, о предоставлении работающим инвалидам отпуска не менее 30 суток или, скажем, об «Основных направлениях противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в РФ». Это должен быть комплекс мер и усилий, предпринимаемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Губернаторам дается право образовывать межведомственные комиссии, которые станут выявлять невыплаты, добиваться их ликвидации и в случае чего наказывать бизнес за неисполнительность. В общем, надзорные функции властей усилятся, причем, по замыслу авторов законопроекта, уже с сентября этого года.
И если отжать все многословие поправок, то картина вырисовывается достаточно ясная: власти готовятся к регулированию рынка труда в условиях СВО. Когда в каких-то отраслях или на неких предприятиях будет возникать острая потребность в трудящихся, а в других местах их будет объективный избыток. Чтобы последний не приводил к росту социальной напряженности, необходимы инструменты для маневра, а еще, конечно, финансовые ресурсы. Однако их, похоже, будут вкладывать: по опыту военной мобилизации сентября прошлого года, после которой власти убедились, что в современном обществе принуждение – это не самый лучший инструмент. Более эффективно – предложить народу заработать. Так что и трудовых армий времен Троцкого, конечно, не будет. Рабочая сила будет перемещаться в нужные места в погоне либо за чуть более длинным, чем обычно, рублем, либо вообще хотя бы за каким-нибудь.