Питерский яблочник Александр Шишлов призвал Заксобрание не голосовать за дискриминационные нормы. Фото с сайта www.assembly.spb.ru
Как выяснила «НГ», «Яблоко» пойдет в Конституционный суд (КС) спорить не с предвыборными ограничениями иноагентов, а со всем соответствующим законодательством. Но для этого придется проходить все инстанции, что займет не меньше года. Между тем в регионах быстро проводится имплементация новых поправок в избирательные правила. За последние дни корректировку своих законов осуществили около десятка субъектов РФ. Хотя и не видно угроз от неких протестных сил, власти все сильнее вздымают вокруг выборов юридические и правоохранительные барьеры. Как будто на них собираются идти не системные оппозиционеры, а настоящие диссиденты.
На заседании Заксобрания Петербурга яблочники проголосовали «против дискриминации иноагентов», как выразился руководитель фракции «Яблока» Александр Шишлов. Однако 22 мая городское законодательство было приведено в соответствие с федеральным. Буквально только что последнее пополнилось нормами о запрете иноагентам в любом качестве участвовать в выборах любого уровня, быть действующими депутатами или чиновниками. Еще под запрет попадут фигуранты некоего единого реестра экстремистов и террористов, также сложно будет реализовывать некие наработанные протестные практики вроде порчи бюллетеней (см. «НГ» от 06.05.24 и от 08.05.24).
«Яблоко» же объявило, что готовит обращение в КС, правда, как выяснила «НГ», оно будет больше связано с тем, что партийный депутат питерского Заксобрания – Борис Вишневский недавно был признан иноагентом. Член бюро петербургского «Яблока» юрист Александр Кобринский пояснил «НГ», что партия может обжаловать закон в КС с точки зрения нарушения конституционных прав. Но обращаться туда яблочники будут по кейсу Вишневского, а значит, этот иск должен пройти все инстанции – от райсуда до Верховного суда. 31 мая состоится только первое слушание, а по опыту можно сказать, что весь процесс займет примерно года полтора.
Однако не только в Петербурге срочно обновляли региональные законы в соответствии с федеральными нормами. За последние дни это случилось примерно в десятке субъектов РФ. Депутат Заксобравния Карелии, член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова сообщила «НГ», что и там 23 мая депутаты провели аналогичное решение. На вопрос, что за спешка, ведь никаких массовых протестных проектов к выборам не предвидится, она отметила, что это делается на всякий случай, поскольку наибольший оппозиционный настрой как раз на низовом уровне. И действительно, по ее словам, полускрытый протест проявляется и по экологическим, и по градостроительным, и по социальным проблемам, потому свою задачу власти видят в том, чтобы это не ушло в политическое русло в виде протестного голосования.
По мнению президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, «рациональных причин для ужесточения регулирования нет, управленческой системе просто важно показать, что она не бездействует, стоит на страже и пресекает происки». Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Думаю, что речь идет не о минимизации рисков и купировании угроз, а просто о завинчивании гаек. Это уже инерция, раз маховик запущен, его не остановить до следующей либерализации». Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заметил «НГ», что президент поставил перед Госдумой и всей законодательной ветвью власти множество задач как экономических, так и политических. Потому депутаты в спешном порядке и корректируют избирательное законодательство. «Нормы предполагаются долговременные, они закладываются в основу думской кампании, которая по факту стартует уже в следующем году», – подчеркнул эксперт.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «выборы в субъектах РФ для власти на самом деле важны, особенно для региональной». А в этом году переизбирается фактически четверть губернаторского корпуса, множество заксобраний и муниципалитетов, будут выборы и в двух столицах. Он отметил, что за решениями о новых избирательных ограничениях стоят политика противостояния РФ с Западом, исторический опыт самой России и китайский опыт. Например, официальные лица теперь подчеркивают, что разногласия не исчезнут, даже если будет разрешен украинский кризис. «А коль скоро противостояние – это игра вдолгую, то реализуется опыт политики времен «холодной войны». И законы корректируются в соответствии с ним, и правоприменительная практика. Сейчас отношение власти к тем, кто не согласен с ее основным курсом, напоминает отношение к диссидентам в советское время. А тогда и немыслимо было себе представить диссидента в органах власти. Вот всем таким и дают статус иноагента», – пояснил Макаркин. Кроме того, поскольку нынешние федеральные руководители застали времена перестройки, то они помнят, как оппозиционно настроенные кандидаты пошли во власть, стали депутатами и быстро сформировали межрегиональную группу, медийные персоны которой стали точками общественного притяжения. И это вроде бы совсем меньшинство получило авторитет в обществе. «Россия – страна историческая, у нас любят отсылки к прошлому. Видимо, теперь государственники и консерваторы решили пойти по другому пути – вообще никого во власть не пускать. Популярен и китайский опыт проведения экономических реформ без политических, когда ответом на соответствующие требования стала площадь Тяньаньмэнь – и Китай сохранился», – подчеркнул он.