0
4364
Газета Политика Интернет-версия

29.05.2024 20:20:00

Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Должность секретаря Генсовета РФ прежде была больше технической, чем административной

Тэги: секретарь госсовета, алексей дюмин, функционал, назначение, экспертное мнение


секретарь госсовета, алексей дюмин, функционал, назначение, экспертное мнение Заседание Государственного совета, как и всякая церемония, всегда проходит в парадной обстановке. Фото с сайта www.kremlin.ru

Владимир Путин назначил своего помощника Алексея Дюмина секретарем Государственного совета. Этот конституционный орган президентской власти обрел было более весомый статус в 2020 году, но потом вернулся на формальную позицию координатора губернаторского корпуса. Госсовет по закону – это вершина единой системы публичной власти. Нынешнее кадровое решение и его фигурант возобновили разговоры о пресловутом «политбюро ЦК КПСС», хотя эксперты «НГ» пока не сошлись во мнениях о том, где таковое могло бы расположиться. Однако они согласны, что секретарь Госсовета – это достойный функционал, а потенциал этой должности будет формировать уже, видимо, сам Дюмин, пользующийся как доверием, так и симпатией Путина.

Указ Путина от 29 мая пресс-секретарь Дмитрий Песков прокомментировал в том же стиле, который он использовал 14 мая после сообщений о новых помощниках главы государства – того же Дюмина и экс-секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева. Напомним, что о последнем Песков тогда сказал, что тому будет официально поручено кораблестроение, а остальное – по специальным поручениям лидера страны. Кстати, по поводу Дюмина пресс-служба Кремля сразу пояснила, что ему достанется кураторство над Госсоветом.

Стоит заметить, однако, что это никак не объясняет двухнедельной паузы между решениями Путина от 14 и от 29 мая. Но на вопросы, почему затянули вроде бы с формальным назначением Дюмина на пост секретаря Госсовета и чем он там станет заниматься, Песков дал не столько ответы, сколько намеки. «Это очень много функций, связанных с функционированием этого органа», – заметил пресс-секретарь, упомянув еще и некие «ротационные процессы» в администрации президента. Дескать, прежний секретарь Госсовета Игорь Левитин ушел с должности помощника президента, теперь он его советник, а Дюмин и занял данное место.

Напомним, что как таковой Госсовет существует в России еще со времен Бориса Ельцина. Чаще всего эта структура выполняла церемониальные функции, но иногда занималась и острыми политическими ситуациями, как, например, в сентябре-октябре 1993 года, предложив ветвям власти помириться под присмотром регионов. Однако потом Госсовет опять заснул, а Путин его пробуждал в основном тоже по официальным поводам. Однако когда в 2020-м формировались поправки к Конституции, туда был записан и Госсовет. В конце того года был принят и специальный закон об этом органе президентской власти. Кстати, должность секретаря Госсовета там не упомянута вообще. Ее функционал определяется по указу президента и с первого взгляда не впечатляет: подготовка документов, обеспечение заседаний, прием участников, короче, скрепки и бумажки, если глава государства – председатель Госсовета так и не поручит иного.

Поэтому уже в конце 2020-го и затихли все разговоры на тот счет, что, дескать, Госсовет может быть звеном подготовки к трансферту власти, из него может появиться пресловутое «политбюро ЦК КПСС», то есть некий коллективный орган управления под контролем Путина. Теперь, наверное, такие рассуждения возобновятся, в первую очередь из-за фигуры Дюмина, который относится к когорте так называемых адъютантов президента или, как говорят некоторые, его «политических сыновей». И действительно в нашем Третьем Риме конкретное имя даже на технической должности нередко более значимо, чем высокая должность без приближенного к первому лицу фигуранта. Наглядный пример первому тезису – это тот же Патрушев, иллюстраций второго тезиса еще больше.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев о затяжке с назначением Дюмина в секретари Госсовета выразился так: «Понятно, что не место красит человека, а человек место. Безусловно, с приходом Дюмина техническая должность становится политической, а спящий институт – Госсовет должен проснуться как госорган». Он подтвердил, что в нашей системе большую роль играет личность, которая и придает вес должности. Калачев напомнил, что Госсовет как был консультативным органом, так им и остается, то есть вроде бы не имел и не имеет реального политического веса. Но если раньше при Левитине Госсовет только обсуждал уже готовые решения, то сейчас можно ожидать, что, когда вес органа вырастет, некоторые решения им будут инициироваться. «Хотя политической субъектностью обладает реально только один человек, остальные институты выполняют его волю, но разница в том, как именно это происходит. Как реализуется видение президента и следование его курсу? Госсовет может стать дополнительным элементом в системе сдержек и противовесов, такой новой башней Кремля. Многое зависит от самого Дюмина и от отношения к нему президента. Но очевидно, что, если бы в Госсовет не хотели вдохнуть новую жизнь, ротации бы не было», – считает эксперт. И Калачев тоже видит некую аналогию с Совбезом при Патрушеве, замечая, что «в любом случае Дюмину выдан кредит доверия, виртуальной должность секретаря Госсовета при нем точно не будет».

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов заминку с указом объяснил тем, что для Дюмина нужен был период адаптации на новом месте – «вплоть до выделения кабинета». «Кроме того, это позволило несколько дней поддержать интригу – будет ли направление Госсовета главным из полномочий Дюмина или нет, – пояснил «НГ» эксперт. – Думаю, что из функционала Дюмина тема Госсовета наиболее перспективная. Но многое будет зависеть от его собственной мотивации и энергии. В его пользу – умение делать любое поручение «особым», а ограничитель – это история самого Госсовета, который за последнюю четверть века так и не нашел собственного полноценного места на аппаратной карте. Но ожидания от Госсовета по-прежнему сохраняются, иначе бы назначение Дюмина не вызвало такую волну интереса».

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заметил «НГ», что задержка с указом явно была чисто техническая: «Никаких политических переговоров по поводу назначения Дюмина не шло, все было решено. Но дело в том, что в стране были масштабные изменения в системе власти. Происходили ротации в ведомствах, они до конца еще и не завершены. Волнообразный характер и принят специально для того, чтобы в госуправлении не воцарился хаос от одновременных замен, это своего рода подстраховка». При этом, уверен эксперт, президент просто так не принимает кадровых решений, поэтому назначение Дюмина можно считать знаковым. «После него ожидается перезагрузка Госсовета и увеличение его значимости. Новая конфигурация Госсовета как госоргана станет понятна, как только перед Госсоветом появятся новые задачи, которые поставит президент. А вес Госсовета будет зависеть от того, как они будут выполнены. Если удовлетворительно, то вес будет по-прежнему маленьким, если превосходно – то гораздо большим», – пояснил Мухин.

Эксперт отметил, что по закону Госсовет не обладает правом государственной инициативы. Но можно ожилать, что будет генерировать идеи, которые будут оформляться через правительство, Госдуму и Заксы в виде законопроектов, прежде всего через правительство. В то же время Мухин обратил внимание, что новое политбюро у нас есть – это Совбез, и два медведя в одной берлоге вряд ли поместятся. «Зачем дублировать властную вертикаль? Каждый орган будет выполнять свои задачи на своем месте», – подчеркнул он. 


Читайте также


Присяжные по-прежнему оправдывают каждого четвертого

Присяжные по-прежнему оправдывают каждого четвертого

Екатерина Трифонова

Обвинение "народных судей" в тенденциозности для отмены вердиктов применяется нечасто

0
2237
Адвокаты не хотят ждать решений суда на проходной

Адвокаты не хотят ждать решений суда на проходной

Екатерина Трифонова

В Красноярском крае защитника наказали за попытку отстоять свое место в процессе

0
2092
Адвокаты добиваются от государства справедливых гонораров

Адвокаты добиваются от государства справедливых гонораров

Екатерина Трифонова

Бесплатную юридическую помощь власти гарантируют миллионам граждан, а потом начинают экономить

0
2906
В онлайн-правосудии продолжаются принципиальные сбои

В онлайн-правосудии продолжаются принципиальные сбои

Екатерина Трифонова

Одна лишь цифровизация КоАП не обеспечит соблюдение презумпции невиновности

0
2942

Другие новости