Фото сайта mos-gorsud.ru
Адвокатам напомнили о важности соблюдения этических правил, даже если они участвуют в заседании суда удаленно по видеоконференцсвязи (ВКС). Профессиональный вид должен присутствовать и в онлайн-режиме, ведь никто не отменял требования обязательно вставать, когда судья оглашает решение. Иными словами, обязательны как дресс-код, так и своего рода фейсконтроль. Недаром от участия в судебном заседании недавно был отстранен адвокат, подключившийся к процессу с обочины из припаркованного автомобиля.
На очередном заседании Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) было рассмотрено обращение 19-го арбитражного апелляционного суда, который отстранил от участия в заседании одного из адвокатов. Она подключилась к процессу по ВКС из автомобиля, что было расценено как явное неуважение к суду. Фемида попросила адвокатуру разъяснить на будущее «недопустимость подобного поведения». Потому что ВКС не отменяет устоявшихся требований к участникам заседаний: и если «уважаемый суд» находит время, чтобы выйти в эфир в «рабочем состоянии», то и защитники на удаленке также должны придерживаться этических норм.
В целом ФПА поддерживает такую позицию этого суда. Но среди экспертов есть и такие мнения, что в отдельных случаях судьи смогут злоупотреблять свободой трактовок. Так что не помешали бы какие-либо дополнительные ориентиры для понимания того, что можно и что нельзя, чтобы соблюсти дресс-код и пройти своего рода фейсконтроль. Ведь помимо профессиональных участников процессов в них могут участвовать онлайн и обычные граждане, на которых наверняка в дальнейшем также будут распространяться все вводимые правила.
Первый вице-президент ФПА Михаил Толчеев согласен, что использование инструментов удаленного участия – это вовсе не повод для игнорирования норм этики или для демонстрации пренебрежительного отношения к другим лицам. Тем более когда речь идет о судебном заседании, для которого законом прямо предписаны определенный символизм и обязанность уважительного отношения. Безусловно, это предполагает невозможность удаленного участия «с колес» или на бегу, недостойного вида и тому подобного, что могло бы быть сочтено неприемлемыми при личном присутствии. «Какое-то специальное регулирование поведения в этой области мне представляется излишним. Однако и суд, и адвокатское сообщество вправе вынести свое суждение о недостойном поведении и нарушении адвокатом существующих этических требований», – пояснил «НГ» Толчеев.
Как сказала «НГ» адвокат, советник ФПА Ольга Власова, это объективно, что раз появляются новые явления – дистанционные судебные заседания, то они требуют определенного регулирования. Но по поводу участия в суде из машины она считает, что это «вопрос неоднозначный». Дескать, если адвокат в начале заседания извинился перед судом и пояснил, чем вызвана такая необходимость, то «нет тут ничего криминального». «Очень часто вижу коллег, которые участвуют в дистанционных заседаниях, находясь, например, в коридоре Арбитражного суда в ожидании другого заседания», – рассказала она. По словам Власовой, надо иметь в виду и тот факт, что дистанционные заседания могут начинаться с очень большой задержкой в несколько часов, и большую разницу во времени между регионами и пр. Учитывая все эти трудности, и судьи, и адвокаты должны относиться друг к другу с пониманием, что «безусловно, не отменяет необходимости выработки каких-то общих правил участия в дистанционных заседаниях», полагает она.
Адвокат московской коллегии адвокатов «Яковлев и Партнеры» Евгения Рыжкова напомнила «НГ», что возможность участвовать в судебных заседаниях по ВКС из любой точки мира появилась в 2020 году. Ранее эта система была только между судами, то есть участник процесса приходил в суд в своем регионе и его подключали к заседанию в другом. Но суды общей юрисдикции быстро вернулись к прежнему порядку, так как их беспокоит проблема подтверждения личности. А арбитражные суды активнее используют возможности прогресса, так что адвокатам не нужно вынуждать их возвращаться к старой системе. В конкретной ситуации, по ее мнению, тяжело не согласиться с позицией суда. Действительно никто не отменял для ВКС положения закона о необходимости, например, вставать, когда суд входит в зал, выходит из него или когда оглашается решение. А машине эти правила соблюсти затруднительно, что и было расценено как неуважение. Конечно, пояснила Рыжкова, тут есть простор для судейского усмотрения, возможны, произвол или злоупотребления, когда, допустим, будут попытки вывести адвоката из дела. Однако доводить ситуацию и до абсурда, по ее мнению, нет необходимости, «профессиональные юристы в любом случае должны понимать правила поведения в судебном заседании». Так что разъяснений со стороны советов адвокатских палат будет достаточно в случае возникновения конфликтных ситуаций. А такие случаются, подчеркнула она: «К дресс-коду, например, судьи, на мой взгляд, относятся очень лояльно, хотя далеко не все профессиональные участники процессов придерживаются делового стиля. Но в само здание суда приставы точно не пускают в пляжной одежде, хотя распоряжения им даны настолько топорные, что возникают ситуации, когда не допускают даже в длинных костюмных шортах».Как сказал «НГ» управляющий партнер адвокатского бюро «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов, судебное заседание, пусть и проходящее онлайн, – это официальный процесс, требующий соответствующего отношения. Выбор адвокатом места для участия в заседании и внешнего вида должен демонстрировать уважение к суду и участникам процесса. В конкретном случае, по его мнению, поведение коллеги создало негативный прецедент, затрагивающий интересы всей адвокатуры, потому что «размывание границ между оказанием квалифицированной юрпомощи и повседневной жизнью вредит не только репутации конкретного адвоката». В то же время он считает излишним, чтобы представитель судебной власти требовал от руководителя адвокатуры внесения изменений в Кодекс профессиональной этики адвоката, который «в целом самодостаточен, регулируя, в том числе, и упомянутую неэтичную ситуацию».
«Исторически сложилось, что во время участия в судебном процессе нужно придерживаться строгих правил поведения. Это продиктовано необходимостью обеспечения эффективного осуществления правосудия», – отметила и старший юрист адвокатского бюро «Соколов, Трусов и Партнеры» Асият Алибекова. Она заметила «НГ», что любое действие может повернуть парус правосудия: отвлечь судью от существенного и важного, сделать второстепенное – главным. «Поэтому важно соблюдать продиктованный законом порядок, в том числе при ВКС. Наверно, из-за этого законодатель не предусматривает здесь каких-то отступлений от правил. Участие в судебном заседании с автомойки невольно переносит судебный процесс в указанное место», – пояснила она.