Вице-премьер Дмитрий Григоренко по должности обязан общаться с Госдумой. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Как выяснила «НГ», правительство РФ научилось воспринимать адекватно «народные» законодательные инициативы депутатов Госдумы. Например, официальное заключение кабинета министров на проект об обязательном и бесплатном горячем питании школьников всех возрастов ни отрицательное, ни положительное. Вице-премьера Дмитрия Григоренко, подпись которого стоит под этим документом, нельзя назвать и воздержавшимся. Тут скорее применен подход, уже используемый думским большинством, которое просто не участвует в голосованиях по популистским предложениям системной оппозиции.
Группа депутатов от ЛДПР, возглавляемая председателем комитета Госдумы по социальной политике Ярославом Ниловым, в очередной раз предложила скорректировать ст. 37 закона «Об образовании в РФ». И теперь эта поправка уже не будет отвергнута с ходу еще на уровне аппарата нижней палаты. Потому что требование ст. 104 Конституции выполнено: в пакете документов представлено официальное заключение правительства РФ.
Предыдущая законотворческая попытка примерно годовой давности оказалась неудачной именно по данной формальной причине. Поэтому старый и новый проекты между собой почти ничем не различаются, кроме даты вступления в силу, которой теперь определено 1 сентября 2025 года. Все остальное просто повторно воспроизведено: бесплатное школьное питание будет полагаться в период не только «начального общего образования», но и «основного общего образования», а также «среднего общего образования». Иными словами, право на обязательный горячий обед не менее одного раза в день предлагается предоставить учащимся всех возрастов, а не одним младшеклассникам.
Скопирована полностью и прежняя пояснительная записка, первый ключевой тезис которой заключается в том, что «школьная столовая – это главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию». Депутаты ЛДПР настаивают, что именно смолоду человеку формируют не только духовно-нравственные ориентиры, но и физический потенциал. И предлагают рассматривать обязательно бесплатную – и непременно горячую пищу «как инвестицию в будущее поколение нашей страны». Поэтому, на взгляд думцев, расходы федерального бюджета России на уровне примерно 40 млрд руб. в год не представляют собой какой-то значительной суммы. По крайней мере они в связи с этим не указывают, где эти деньги взять.
На ошибочность халатного отношения к работе над законодательными инициативами и обратил внимание руководитель аппарата кабинета министров Григоренко в подписанном им заключении. Дескать, депутатам следует помнить как о конституционной норме – ни один закон, требующий затрат из бюджета, нельзя вносить без согласования с правительством, так и о ст. 83 Бюджетного кодекса. То есть и источники дополнительного финансирования указывать, и порядок передачи регионам этих средств и соответствующих полномочий прорабатывать. Однако после таких упреков не последовала приговаривающая фраза – представленный проект не поддерживается.
Вместо того Григоренко лишь сослался на три заключения правительства от 2022 года, причем было непонятно, поступили ли они в ответ на аналогичные предложения или просто какие-то еще похожие. Так что жестко отказать всем школьникам в бесплатных обедах вице-премьер все-таки не решился. И нетрудно догадаться, что это было сделано по соображениям того же пиара, но в его случае, в отличие от депутатов ЛДПР, плохого. То есть исполнительная власть приспосабливается к депутатскому популизму, встречая его давно отработанным методом косвенных отказов. Правительство теперь, похоже, будет поступать как фракция «Единая Россия». Думское большинство уже почти никогда не голосует против соответствующих инициатив системной оппозиции и даже не воздерживается при голосовании, а просто в нем не участвует.