Партийное руководство во главе с председателем Николаем Рыбаковым вспоминало события 1991 года у памятника «Защитникам демократии в России». Фото с сайта www.yabloko.ru
«Яблоко» политическую повестку отрабатывает призывом: «Пишите письма». Анонсированы новые сроки написания посланий заключенным: проводимая с 22 августа по 7 сентября кампания должна охватить 22 города. Партруководство чаще появляется на исторических, нежели политических акциях. Эксперты отмечают, что «Яблоко» эксплуатирует повестку прошлого, как и КПРФ, потому что актуальный активизм опасен.
Партия «Яблоко» анонсировала очередные вечера писем заключенным. Приглашаются все желающие в офисы партии по стране. При этом на сайте партии размещено предостережение: «Внимание! На мероприятиях будет вестись видеозапись и фотосъемка». Написание писем и открыток осужденным по разным статьям, преимущественно либерального спектра и за пацифистскую позицию, пройдет в 22 городах, от Владивостока до Калининграда.
Помимо Москвы и Петербурга акция охватит и Сибирь, и национальные республики, и Крым, и Урал, и Центральную Россию. «Прямо сейчас в заключении находятся сотни человек, пострадавших за слово и гражданскую позицию. Им нужна ваша поддержка», – агитируют яблочники.
На сайте партии есть инструкция для тех, кто хочет написать письмо в колонию или СИЗО самостоятельно. Там объясняется, «зачем вообще писать письма заключенным»: сидельцам важно получать информацию об актуальных новостях и знаки внимания. «Яблоко» советует, «как и о чем писать», и напоминает, что «все написанное вами будет прочитано цензором, поэтому, чтобы не создавать проблем себе или заключенному», лучше писать на общие, бытовые темы, выражать поддержку. «Любая тема для общения уместна, если она поднимет вашему собеседнику настроение, зарядит оптимизмом и даст надежду на лучшее. О том, как все плохо, узник знает и без находящихся на воле», – сказано в инструкции. Яблочники советуют не рассуждать о политике, тем более оппозиционной, не называть конкретные имена, а также подробности уголовных дел. «Само собой разумеется, не пишите призывы к свержению власти, критику официальных лиц», – поясняется в инструкции.
Между тем активных политических действий в последнее время партийная верхушка проводит мало. В основном ездит по регионам, узнавая о проблемах местных жителей, а также по местам историческим, и, подобно коммунистам, яблочники возлагают цветы к памятникам. 21 августа члены и сторонники партии встретились на пересечении Нового Арбата и Садового кольца, чтобы возложить цветы к памятнику «Защитникам демократии в России»: здесь 33 года назад, в дни августовского путча, погибли трое молодых людей – Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский. А в Международный день памяти жертв Большого террора 5 августа делегация «Яблока» отправилась на урочище Сандармох в Медвежьегорском районе Карелии – возложить цветы на мемориальном кладбище и почтить память жертв советских репрессий.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что по многим признакам «Яблоко» становится историко-архивной партией, сменив политический активизм на историческую повестку. «Дело в том, что «Яблоко» – вторая старейшая партия в России, она существует с 1993 года, старше только ЛДПР, – рассуждает политолог. – И за все это время лидеры менялись, но только формально. А неформально вся власть в руках у совета старейшин под руководством основателя партии Григория Явлинского. Во многом сам основатель и его последователи из верхушки партии обращены в прошлое, когда Явлинский писал программу «500 дней». Постоянно звучит тезис, что он мог бы что-то сделать для России, но ему не дали. Но нельзя идти вперед с головой, повернутой назад, поэтому партия попала во временную петлю».
По словам эксперта, «Яблоко» – партия, которая стабильно имеет высокий антирейтинг даже у либерального электората. А суть конфликта политструктуры с обществом в том, что «Яблоко», по сути – лидерская структура, хотя провозглашает себя идеологической «партией ценностей». И хотя в «Яблоке» много достойных людей, политиков, общественников, депутатов, их «политическая сумма» дает партии меньше, чем могла бы при других условиях. Поэтому, по мнению Калачева, проблему решил бы ребрендинг, смена реального руководства партией. «Сами яблочники настаивают, что уход в историю и философию – это способ сберечь партию, ведь политика сейчас деполитизируется и все системные партии стремятся уйти от политизации и активизма (см. «НГ» от 18.08.24). Но надежды «Яблока» и КПРФ «сохранить партию на будущее могут сыграть злую шутку: есть риск, что в попытке переждать смену политического режима партия окончательно утратит народную поддержку и в будущем вместо партии Явлинского у либерального сегмента появятся новые партии», отметил Калачев.