Фото агентства городских новостей "Москва"
Адвокаты часто сталкиваются с нехваткой следственных кабинетов и длинными очередями на посещение подзащитных и подследственных. Внедрение цифровых технологий должно было облегчить доступ защитников в изоляторы. Но с недавнего времени на свидание с подзащитными возможна только запись через портал «Госуслуги», где свободных слотов практически не бывает.
Раньше можно было записаться на конкретный день в так называемый лист ожидания (смысл тут в том, что если место в очереди освобождается, то туда записывается первый, кто внес свои данные в этот лист). Но теперь такая опция почему-то пропала. Поэтому адвокатам приходится вставать в живую очередь, но и это не всегда гарантирует им встречу с доверителем из-за нехватки следственных кабинетов.
Управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин рассказал «НГ», что в последние несколько недель попасть в «Бутырку» стало делом, сравнимым с подвигом. Если еще месяц назад функционировал сервис «ФСИН-визит», то сейчас занять очередь можно только через портал «Госуслуги». Однако «свободные окна» там разбирают моментально. В итоге – многочасовые дежурства без гарантии попадания в СИЗО. Плюсы электронный очереди, по словам Добрынина, все же есть: появилась возможность планировать свой график и значительно сократилось время ожидания в очереди, но на этом положительные моменты, пожалуй, и заканчиваются. Далее адвокату надо попытаться эту очередь занять. На практике, рассказал Добрынин, запись выглядит так: открываешь «ФСИН-визит» или «Госуслуги» и видишь, что очередь занята на пару недель или даже месяцев вперед. В таком случае можно попытаться отстоять «живую очередь». А тем временем кабинеты для встреч адвокатов с подзащитными пустуют. «В той же «Бутырке» их около 40. А заняты регулярно менее половины», – посетовал собеседник «НГ».
Как говорит адвокат МКА «Аронов и партнеры» Андрей Орлов, главная проблема электронной очереди заключается в том, что адвокат не может записаться к доверителю в лучшем случае чаще, чем дважды в месяц. Зачастую такого количества свиданий недостаточно для эффективной защиты во время судебного разбирательства. «Кроме того, существующую запись нельзя перенести на другую дату. Например, если в день визита в СИЗО адвоката вызвали в суд или орган следствия – по другому делу, запись «сгорает», – отметил эксперт.
Исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Оксана Сергеева подтвердила «НГ», что в ФПА неоднократно поступали жалобы от адвокатов на проблемы с электронной записью на посещение доверителей в СИЗО. Информация об этом обобщена и доведена до сведения Минюста России и ФСИН России. «Мы находимся в постоянном взаимодействии по данному вопросу», – подчеркнула Сергеева. Она также заметила, что неоднократно называли причины больших очередей, искоренить которые с помощью онлайн-регистрации невозможно. «В первую очередь это нехватка помещений для встреч защитников с доверителями. Но корень проблемы – в избыточном применении к обвиняемым наиболее строгой меры пресечения в виде заключения под стражу. Развитие институтов домашнего ареста и залога могло бы существенно улучшить ситуацию», – подытожила собеседница «НГ».
Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС» Вероника Полякова рассказала, что и сама недавно столкнулась с проблемами записи в СИЗО через портал «Госуслуги», где свободных окошек не было на ближайшие 1–2 месяца: «Возможность встать в лист ожидания не предусмотрена, остается только или постоянно мониторить сайт, или ехать в изолятор по живой очереди и надеяться на то, что повезет и я попаду к своему подзащитному». По словам Поляковой, это нарушает право на защиту, а также профессиональные права адвоката. Ведь ни о каком процессуальном равенстве не может идти речи, когда следователь просто по звонку может забронировать за собой следственный кабинет, а адвокату нужно пройти «квест» с электронной очередью.
В то же время Полякова заметила, что проблема доступа к подзащитным в столичные СИЗО была всегда. Во всех изоляторах количество следственных кабинетов ничтожно мало, а адвокатов, желающих обсудить дело с подзащитным, и следователей всегда в разы больше. С момента работы «ФСИН-визита» у адвокатов была возможность записаться онлайн по электронной очереди: «Запись открывалась в полночь, правда, записаться можно было только на три недели вперед, а также если кто-то из коллег отказывался от записи».
Партнер Criminal Defense Firm Анна Голуб тоже уверена, что запись в СИЗО через «Госуслуги» значительно усложнила жизнь адвокатам. Собеседница «НГ» заметила, что через портал ФСИН получает доступ к персональным данным адвокатов: адресам регистраций, номерам паспортов и иной информации, которая к предоставлению юрпомощи не имеет отношения. Таким образом, ведомство запрашивает документы, которые не имеет право запрашивать.
Как считает член совета Адвокатской палаты города Москвы Андрей Гривцов, основная проблема заключается в переполненности следственных изоляторов, отсутствии в них достаточного количества оборудованных мест для свиданий адвокатов со своими доверителями. Кроме того, в этих же кабинетах с обвиняемыми работают следователи. «Таким образом, кабинетов мало, а желающих их занять для работы адвокатов и следователей – очень много», – сказал «НГ» юрист. Это и создает очереди. Решить проблему, по его словам, можно двумя способами. Первый заключается в изменении судебного подхода к избранию в отношении подозреваемых и обвиняемых самой строгой меры пресечения. Второй способ должен заключаться в оборудовании в каждом следственном изоляторе дополнительных кабинетов для свиданий, а также увеличении времени работы следственных изоляторов. Если предоставить возможность посещения адвокатами доверителей в вечернее время или по субботам, уверен Гривцов, многие адвокаты будут этим пользоваться.