Социологи утверждают, что рейтинги власти не слабеют, а уже падают. Например, доверие к президенту РФ в середине августа дошло до 78%, чего не было два месяца. Снизились и показатели одобрения действий как его самого, так и правительства. Эти данные приводит ВЦИОМ, их подтверждает и ФОМ, который отмечает взлет уровня тревожности населения. Он же фиксирует рост внимания граждан к СВО, причем скорее негативного в связи с Курской областью. События там активно освещаются госпропагандой, работающей на сплочение общества, но, получается, не без побочных эффектов.
При этом в той части опроса ФОМ, которая касается выявления главного для граждан события прошедшей недели, не бьются цифры, связанные с ростом внимания к СВО. В сумме это 59%, но на события в Курской области указали 44% респондентов, в целом на спецоперацию – 17%.
Показатели спокойствия и тревожности граждан не сходились на протяжении последнего года. Источник: ФОМ |
Еще 2% напомнили о продолжающихся обстрелах российских территорий.
Несовпадения бывают, когда происходит грубое округление данных вопреки законам математики, но не больше, чем на один-два процента. Когда же расхождение достигает 4%, то возникает вопрос о том, где случились приписки. И есть подозрение, что они были сделаны именно в графе «Курская область», потому что именно о тамошних событиях в последнее время повсеместно трубят на государственном телевидении и прочих разных провластных ресурсах. Соцопросы же, как давно отмечено, отражают именно накал госпропаганды. Похоже, что фактические показатели немного не дотянули до ожидаемого уровня, их стали подгонять, а дальше случились пресловутые «104%».
Однако при анализе данных официальных социологических служб, которые были получены на неделе, в середине августа, следует обратить внимание на интересную совокупность ряда результатов. Во-первых, это именно падение рейтингов власти, а уже не просто их ослабление. Скажем, ВЦИОМ по итогам вопроса о доверии к ведущим политикам страны, то есть президенту, премьеру и лидерам парламентских партий, получил такие показатели: глава государства потерял 2,6% (78,2%), глава правительства – 1,6% (59,6%). На 3,5% снизился уровень одобрения деятельности президента: было 77,1%, стало – 73,6%. Именно рейтинги российского лидера и имеют решающее значение для оценки отношения общества к власти, потому что на них и стоят все прочие государственные институты. А свежая социология по президенту оказалась наихудшей за последние два месяца. Так что недаром, например, «Единая Россия», согласно ВЦИОМ, продолжает снижать свои электоральные показатели.
ФОМ в принципе подтверждает исследования ВЦИОМ, там тоже отметили сокращение потенциалов и президента, и правительства, и партии власти. Но главным достижением ФОМ стало выявление корреляции информационной актуальности с уровнем тревожности в обществе, который за неделю достиг позиции в 46%, на котором теперь находится и уровень спокойствия. Между тем за последний год эти графики ни разу не смыкались, теперь же, судя по всему, предстоит и их пересечение, как бывало в прошлые времена, к примеру, начала СВО. Это скорее всего обязательно произойдет именно потому, что госпропаганда продолжает грузить население сюжетами о мощи боевых подразделений России в курском приграничье. Правда, вслед за ними тем не менее не следует рапортов о победах в смысле контроля над российскими территориями, что, видимо, и подстегивает тревожность в обществе.
Получается, что государственные СМИ, работая над задачей по еще большему сплочению народа вокруг флага, не то что бы перестарались, а просто обострили некоторые побочные эффекты, изначально заложенные в пропагандистскую активность. Это когда картинка в телевизоре начинает явно противоречить, допустим, виду из окна, впрочем, как и содержанию холодильника. Обычным результатом такого разрыва и становится падение рейтингов власти, на которую люди начинают как бы немного сердиться. Однако, что, конечно, нельзя исключать и в данном случае, случается и так, что данный побочный эффект игнорируется ради достижения более значимых целей. Сплочение общества в данном случае может оказаться более необходимым, а сами цели, судя по всему, опять будут так или иначе связаны со спецоперацией. Об этом говорит и сумма решений последних дней – начиная от специальных координационных советов по обороне России и заканчивая решением все-таки создавать в приграничных регионах своего рода народную милицию.
И при этом спокойствие властям, очевидно, придает тот факт, что в соответствии с соцопросами не наблюдается серьезных колебаний протестных настроений в сторону, естественно, их радикализации. Впрочем, поскольку степень откровенности ответов респондентов на вопросы социологов, а именно – высокий процент отказов от разговоров, давно удручает объективных исследователей общественного мнения, то данными того же ФОМ по протестной активности лучше оперировать, видимо, с осторожностью.