Россия меняла госсимволы по всему востоку Украины, но ряд территорий оказался под контролем Киева. Фото РИА Новости
По информации «НГ», в администрацию президента РФ передана справка по беженцам из Харьковской области, переселившимся из Украины в Россию. Большинство из них получили гражданство, но остаются фактически ограниченными в конституционных правах – прежде всего социально-экономических. Так что уже без малого два года те, кому перед самой осенней перегруппировкой российских войск говорили, что «своих не бросаем», не могут достучаться до чиновников. А у тех есть формальное основание не прислушиваться к выходцам с территорий, которые официально считаются остающимися под контролем Киева.
Как отмечается в справке для кремлевской администрации, имеющейся в распоряжении «НГ», в сентябре 2022-го из Харьковской области вместе с подразделениями Вооруженных сил РФ были вынуждены в спешном порядке эвакуироваться десятки тысяч людей. Они боялись подвергнуться преследованиям за то, что на тогда еще подконтрольных России территориях решили участвовать в восстановлении мирной жизни или работать в органах управления. Оказавшись в РФ как бы в соответствии с лозунгом «своих не бросаем», эти люди надеялись стать полноценными гражданами. Но оказались без «должной помощи в решении многих проблем», говорится в данном документе.
По словам председателя АНО «Землячество» Владислава Соколова – экс-главы Военно-гражданской администрации (ВГА) Изюмского района Харьковской области, жесточайшим репрессиям со стороны властей Украины подверглись не только чиновники или пророссийские активисты, но даже обычные почтальоны и дворники. По обвинению в коллаборационизме многие оказались в тюрьмах, а о судьбе некоторых вообще ничего не известно. Те, кто эвакуировался, в России уже получили гражданство по ускоренной программе, по оценке Соколова, – это порядка 70 тыс. человек. Но вот уже второй год они «сталкиваются с рядом сложных жизненных вопросов».
Соколов подтвердил «НГ», что подготовил и передал в администрацию президента справку «о проблемах граждан России, вынужденных переселенцев из Харьковской области, которые требуют решения». Например, там сказано о неразберихе, связанной с получением жилищных сертификатов, которые, скажем, выдавались жителям Херсона и правобережной части Херсонской области. Вроде бы есть и положительное решение правительства РФ, и организация, которая за это отвечает, – «Фонд развития территорий». Однако люди, уже подавшие документы, в течение многих месяцев, а некоторые – и больше года, остаются в неведении о судьбе своих обращений. Многие семьи продолжают скитаться по съемным квартирам, общежитиям или даже пунктам временного размещения, подчеркнул Соколов.
Проблема возникла и с перерегистрацией автомобилей, на которых харьковчане добрались до России. Им дают номера с кодом «188», а в техпаспорте значится, что «отчуждение на территории РФ запрещено». Таким образом, беженцы не могут распоряжаться своим же имуществом, хотя многие готовы продать авто, чтобы «получить хоть какие-то средства для существования или приобретения жилья». Пенсионерам из Харьковской области больше не учитывают трудовой стаж, полученный в Украине после развала СССР. Формально это следствие денонсации «Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Однако в отношении многих бывших украинцев из других областей уже приняты на этот счет отдельные решения, так что харьковчане просят равного отношения.
Еще одна серьезная проблема связана с постановкой на миграционный учет, без которого почти невозможно снять жилье, поступить на работу или учебу. Соколов при этом рассказал «НГ», что все его предложения по временной регистрации переселенцев были отвергнуты «на основании того, что по российским законам наличие или отсутствие регистрации якобы не должно влиять на реализацию прав россиян». «Объяснили бы это работодателям и директорам школ, которые без регистрации по месту жительства не принимают на работу, на учебу!» – возмутился он. Между тем из-за разницы в образовательных программах дети беженцев нуждаются в дополнительных занятиях по русскому языку, литературе, истории, обществознанию. Однако такие курсы платные, а у родителей на это нет денег. «Самое страшное для человека остаться один на один с тем огромным количеством проблем, решение которых ему не под силу. И вместо помощи слышать отказы под разными предлогами», – заметил Соколов.
Власти РФ нашли решение жилищного вопроса специально для жителей Херсонской области. Фото РИА Новости |
Завотделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева подтвердила «НГ», что беженцы из Харьковской области, большинство из которых стали российскими гражданами, действительно находятся в более сложном положении, чем жители новых субъектов РФ. А самым больным остается вопрос, связанный с жилищными сертификатами, которые вроде бы как и выдают, но совершенно непонятно, по какой схеме. «Как следует из многочисленных обращений, организация, которой поручено работать с переселенцами из Харьковской области, не дает разъяснений», – подчеркнула она. Достоверной является и ситуация с оформлением пенсий: людям в новых регионах России учитывают весь стаж работы в Украине, а харьковчанам – только советский. Так что они могут рассчитывать лишь на социальную пенсию по старости – 13 290 руб.
Как заметил член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Брод, это печально, что немалое количество переселенцев из Харьковской области оказалось фактически вне закона и внимания органов власти. По его мнению, это еще и вредно во всех смыслах – и политическом, и идеологическом, и гуманитарном. Потому что претерпеваемые ими лишения «подтачивают веру в государство, которое они выбрали в качестве своей страны». И, конечно, переселенцы с юго-востока Украины, где появились новые субъекты РФ, чувствуют себя более защищенными, подчеркнул он. Брод считает, что даже в информационно-пропагандистском плане Россия могла бы извлечь пользу из рассказов о том, что «десятки тысяч украинцев предпочли нашу страну киевскому режиму, но почему-то журналисты и пропагандисты не видят столь выигрышной темы». Как заявил «НГ» Брод, он намерен донести проблемы бывших харьковчан до коллег по СПЧ и омбудсмена Татьяны Москальковой и надеется, что «голос беженцев будет услышан».