Со следующей недели на Охотном Ряду начинается парламентская суета. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Через неделю начнутся заседания Госдумы в рамках предпоследней осенней сессии восьмого созыва. Впереди у депутатов бюджет на будущий год, а пока есть время для других законов. Судя по анонсам, продолжится, например, борьба с иноагентами и прочими врагами страны. По указанию сверху предстоит, очевидно, более глубокое регулирование интернета. Ужесточение миграционной политики, напротив, заранее объявлено чисто народной инициативой. Не будет забыта и новая номенклатура – участники СВО и волонтеры.
Когда глава комитета Госдумы по молодежной политике Антон Метелев предлагает дополнительные налоговые преференции для волонтеров – это обычный профильный лоббизм. Когда под его законопроектом подписывается пара ключевых сенаторов из «Единой России» – это уже политическое решение.
Когда же правительство против новых льгот возражает, но вынуждено инициативу поддержать, то это, очевидно, говорит о согласованном наверху указании.
Соответствующий проект появился в базе Госдумы перед самым началом ее пленарных заседаний. В споре с кабинетом министров Метелева поддерживают глава комитета Совета Федерации по регламенту Вячеслав Тимченко и его первый заместитель сенатор Сергей Перминов, который в ЕР занимает должность замсекретаря генсовета, отвечая за партийный пиар. Такие авторитетные политики не отвлекаются на пустяки, поэтому соответствующая поправка в Налоговый кодекс скорее всего будет принята.
Суть поправки в том, что волонтер не будет платить подоходный налог с денег, полученных на поправку здоровья для того, чтобы заниматься волонтерством в тех сферах, на которые есть госзаказ с финансированием. «В нарушение положений Бюджетного кодекса РФ законопроектом не определены источники компенсации выпадающих доходов», – указал в правительственном заключении вице-премьер Дмитрий Григоренко. Но потом все-таки написал, что исполнительная власть инициативу поддержит после некоторой доработки.
То есть сугубо добровольное дело, в котором можно участвовать или не участвовать, продолжает превращаться в профессиональную деятельность за счет других налогоплательщиков. А это уже отличительный признак государственной номенклатуры, в которую верхушка волонтерского движения превратилась еще перед выборами в Госдуму восьмого созыва. Сам Метелев как раз из этих слоев, на Охотном Ряду есть и другие представители этого своего рода современного комсомола. В регионах их еще больше, включая активистов «Общероссийского народного фронта», многие из которых тоже уже стали депутатами разного уровня.
Впрочем, сейчас самое пристальное внимание сверху обращено на будущих новых чиновников и депутатов, вышедших из участников спецоперации на территории Украины. Напомним, что председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко уже рекомендовала нижней палате по примеру верхней взять шефство над этими идущими во власть героями. Вряд ли подобный призыв останется без законодательного ответа, хотя в думском портфеле и так немало СВО-инициатив. Нет сомнения в том, что приниматься они будут в приоритетном порядке. Но все-таки не сразу: руководству Госдумы необходимо будет получить заказы сверху и получить там же одобрение на реализацию наказов снизу. Поэтому на первую пару недель после начала заседаний заранее отложено под сотню законопроектов.
Одной из самых востребованных народных инициатив, конечно, станет ужесточение миграционной политики. Государственные СМИ уже анонсируют предстоящие новые ограничения и запреты, но точно себе представить, какие из них будет введены, пока затруднительно. Впрочем, председатель Госдумы Вячеслав Володин по одному потенциальному нововведению высказался вполне определенно. У приезжающих в Россию на работу иностранцев теперь вроде бы как не будет автоматического права на иммиграцию и членов их семей. Также скорее всего именно на федеральном уровне, а не только по решениям региональных властей будет все-таки сформулирован и примерный перечень сфер трудоустройства, закрытых для мигрантов полностью или частично. Но совершенно точно можно сказать, что из более чем 30 законодательных инициатив антимигрантской направленности приняты будут буквально единицы. Все дело, видимо, в том, что новая концепция миграционной политики РФ не просто еще не утверждена президентом страны, а похоже, просто даже и не подготовлена в каком-либо конечном виде. Внутри власти споры на этот счет, очевидно, продолжаются и продолжатся.
Темой, по которой особых споров, как представляется, не возникает, давно стала борьба с иноагентами и другими врагами отечества, например всяческими нежелательными зарубежными организациями и медиакорпорациями. Ответственными лицами Госдумы, скажем, главой комитета по безопасности Василием Пискаревым уже дано обещание, что такая борьба обязательно продолжится. Ее направления достаточно ясны: политическим эмигрантам в целом и иноагентам в частности будут закрыты очередные доходные сферы. Конкретно же для фигурантов реестра Минюста предполагается вводить дополнительные обременения.
К примеру, вот недавно оказалось, что можно дать статус иноагента тем или иным Telegram-каналам, но не получится их на этом основании посильнее прижать. Более того, прямо в одну секунду свежеиспеченный иноагент из интернета становится неким новым и чистым информационным ресурсом. Конечно, это можно считать нарушением закона, однако наказать тут вроде бы как и некого. Так что законодательство в этом отношении попытаются модернизировать, а заодно и скорректировать недавний очевидный прокол. Это когда Telegram-каналы с более чем 10 тыс. подписчиками обязали к госрегистрации, чтобы потом открыто показать, кто ими владеет-управляет или с ними сотрудничает. А оказалось, что всеми этими данными вполне могут воспользоваться и внешние враги России. Особенно после того, как во Франции завели обширное уголовное дело на гендиректора мессенджера Telegram Павла Дурова. Однако нельзя исключать и неких законодательных предположений по поводу более глубокого регулирования всего интернета – по примеру пресловутых «западных партнеров». Уже прозвучали рассуждения, что, мол, необходимо как-то решать проблему так называемых дипфейков, что связано в целом и с перспективами развития искусственного интеллекта.
Но вообще-то каждая осенняя сессия Госдумы – это ожидание от правительства проекта бюджета РФ на будущий год. Пока совсем мало информации о том, что кабинет министров думает по приоритетам этого главного финансового плана страны, однако достаточно очевидно, что складываться тот будет непросто. И что-то подсказывает, что в нынешние времена прежние обстоятельные думские дискуссии вокруг бюджета все-таки уйдут в прошлое. Особенно, конечно, по ряду специфических разделов этого документа. Так что скорее всего споры по цифрам станут более кулуарными, а на публику будут выносить лишь уже приукрашенные решения. Но без сомнения, парламентским партиям будет оставлено право оппонировать правительству и ЕР по проекту бюджета. А вот будет ли возможность у всей думской оппозиции голосовать против него, уже не столь очевидно. Хотя в нынешней конфигурации Госдумы это никаких отрицательных последствий за собой по-прежнему не влечет, но именно для правительства, а не для какой-то из партий, состоящих в системном консенсусе.