Кадровый дефицит в аппарате судов позволяет государству не соблюдать конституционные принципы. Фото Андрея Пронина/PhotoXPress.ru
Судебный департамент при Верховном суде (ВС) РФ опубликовал данные о росте жалоб на организацию работы судов. Оставляет желать лучшего исполнение как бы технических функций. Например, превышаются сроки производства по делам или изготовления мотивированных решений. Но тем самым безостановочно нарушаются процессуальные права лиц, обратившихся к правосудию. При этом процедуры, предписанные для этих лиц, включая граждан, государство требует соблюдать безоговорочно. Эксперты «НГ» указали на известные причины аппаратной дисфункции Фемиды – нехватка квалифицированных кадров, чрезмерная нагрузка и мизерная оплата труда. Но напомнили, что Конституция гарантирует каждому возможность полноценной судебной защиты своих интересов.
Судебный департамент предоставил обзорную информацию о рассмотрении обращений граждан и организаций во втором квартале 2024 года. За это время поступило «1326 жалоб, заявлений, предложений, запросов и 105 писем информационного характера». В предыдущем квартале было 1217 подобных обращений. Именно в этом обзоре и отмечается, что чаще всего заявителей интересовали вопросы, связанные с организацией делопроизводства и работой архивов судов, обжалованием действий сотрудников аппарата суда (343 обращения). Далее следует применение информационных технологий в судебной системе (138 случаев) и обжалование судебных решений. Так, более сотни жалоб поступило на действия или бездействие судей, а также длительность рассмотрения дел и других вопросов процессуального характера (137 обращений).
Данная статистика, по мнению старшего партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Константина Добрынина, еще раз подтверждает, что судебная система чудовищно перегружена, испытывает очевидные проблемы с квалифицированными кадрами. Однако, заметил он, жалобы в Судебный департамент при ВС РФ представляются скорее экзотическим видом защиты нарушенных прав граждан с сомнительным результатом.
Если же говорить о реальных нарушениях, с которыми регулярно сталкивается, например, защита по уголовным делам, то это прежде всего подготовка протоколов судебных заседаний. По его словам, в идеальном, но не существующем процессуальном мире во время слушания уголовного дела судьи в соответствии с законом должны готовить протокол после каждого заседания – кто из сторон что сообщил в процессе, какие ходатайства были заявлены и т.п. В свою очередь, адвокаты после каждого прошедшего заседания должны использовать эти протоколы, чтобы подготовиться к следующему. «Но на практике суды не успевают их изготавливать. А еще есть такой грубый трюк, когда протоколы специально не делают и не выдают до конца рассмотрения дела, чтобы потом обеспечить их соответствие приговору, а не наоборот, как должно быть», – подчеркнул Добрынин. Как правило, заметил он, нарушают суды и сроки выдачи постановлений: так, из апелляционных инстанций промежуточного постановления приходится ждать по несколько месяцев.
В судах посетителей встречают указания на обязательность соблюдения многочисленных правил. Фото с сайта sudrf.ru |
«К сожалению, организация работы аппарата судов оставляет желать лучшего, это в первую очередь касается мировых судов и судов общей юрисдикции», – сказала «НГ» адвокат, зампред рабочей группы Гильдии российских адвокатов по развитию бесплатной юрпомощи Ольга Власова. Основные причины – небольшие зарплаты в аппарате судов, а следовательно, низкая квалификация работников и постоянная текучка кадров. А с другой стороны – это нереально высокая нагрузка. По ее словам, суды, чтобы облегчить себе работу, могли бы, например, выкладывать на интернет-портале все определения об оставлении без движения исковых заявлений и об их возврате. Чтобы люди не толпились в очередях в суде по несколько недель, а то и месяцев в попытках получить документ. Однако тогда, заметила Власова, «сразу наглядно станут видны чудовищные нарушения сроков вынесения этих актов». Потому что решения в судах общей юрисдикции могут отписываться месяцами, а иногда – по полгода и больше. Об оставлении исков без движения по самым фантастическим причинам и говорить не приходится, скажем, «в одном из московских райсудов у отдельно взятых судей любой иск, чтобы суд его принял к производству, можно подать исключительно только после того, как Мосгорсуд отменит два раза определение о незаконном возврате иска». При нынешних сроках передачи дел в апелляционную инстанцию вся процедура занимает около года. «Вдумайтесь только, год необходимо потратить гражданину, чтобы только подать исковое заявление в суд», – возмутилась она. «И, наконец, те самые задержки в начале заседания, которые могут продолжаться от часа до семи-восьми часов, что, безусловно, является грубейшим нарушением прав как участников процесса, так и самих работников суда», – подчеркнула Власова.
Адвокат адвокатской палаты Москвы Екатерина Тютюнникова пояснила «НГ»: с одной стороны, есть нормы ГПК РФ, а с другой – действительность. И если в ГПК четко предусмотрены и начало судебных заседаний в назначенное время, и сроки производства по делу, а также изготовления мотивированных решений и выдачи исполнительных листов, то реальность в разы отличается от требований закона. Ожидание начала заседания может составлять несколько часов. Изготовление мотивированного решения, передача апелляционной жалобы в вышестоящую инстанцию, выдача исполнительного документа – несколько месяцев. В некоторых судах, чтобы ознакомиться с делом, надо приехать и записаться в список, составленный самими гражданами. «Сотрудники аппарата объясняют ситуацию тем, что суды перегружены. Но не поясняют, почему от этого должны страдать права граждан, которые обратились в суд за их защитой», – напомнила Тютюнникова о соответствующей конституционной гарантии.