0
3489
Газета Политика Интернет-версия

17.09.2024 20:13:00

Партсписки для Госдумы-2026 сохранят в политически необходимом объеме

Региональные выборы показывают, что неплохие проценты не гарантируют адекватное число мандатов

Тэги: госдума, партии, выборы, политика, власть


госдума, партии, выборы, политика, власть Результаты выборов депутатов-одномандатников преимущественно вполне предсказуемы. Фото агентства «Москва»

«НГ» проанализировала статистику прошедшей избирательной кампании, связанную с неадекватным на первый взгляд пересчетом процентов, полученных партиями, в депутатские места. Это когда за результаты, различающиеся в разы, все равно полагается одинаковое число мандатов. Тут все дело в применяемой большинством субъектов РФ неравномерно смешанной пропорционально-мажоритарной системе: примерно треть Заксобрания избирается по партспискам, две трети – по одномандатным округам. «НГ» спросила экспертов о том, стоит ли ждать подобной реформы под выборы в Госдуму-2026. Ведь так можно и степень показательной демократичности не снижать, и реальный уровень представительности оппозиции регулировать. Пока превалирует мнение, что политических предпосылок для урезания доли партсписков вроде бы как нет.

Если еще и численность депутатов Заксобрания небольшая, то тогда случаются такие истории, как, например, в Хабаровском крае. Там КПРФ получила чуть более 12,5% голосов, но лишь один мандат, а «Новые люди» взяли тоже один за 5% с небольшим. Тогда как ЛДПР на 16,8% заработала два мандата.

Или, например, в Республике Алтай, в Госсобрании которой 41 депутат, ЛДПР получила 18,17% по спискам – и в итоге также два мандата. КПРФ за 13,6% дали один мандат, «Справедливой России – за правду» (СРЗП) тоже один – за 5,7%. Более адекватно разделили места, скажем, в Брянской области, но там вообще-то 60 депутатов, которые избираются пополам на пополам. А вот в Волгоградской области, где система хотя и равномерно смешанная, но депутатов облдумы только 36, флуктуации чуть более заметны, но не аномальны.

Неравномерно смешанная система действует в большей части регионов уже давно.

Но в этом году ее последствия проявились наиболее ярко, видимо потому, что «Единая Россия» забрала под себя одномандатные округа по максимуму. А это сразу выявило всю изначальную нищету той доли мандатов, которая приходится на партсписочные выборы. Однако с точки зрения демонстрации уровня демократии все выглядит неплохо: партии вроде бы получают солидные проценты, а дальше идут уже последствия применения закона, если они не нравятся – пожалуйста, в суд. Поэтому и возник вопрос, не ждут ли соответствующие изменения и Госдуму в преддверии выборов 2026 года?

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов считает, что «федеральные политадминистраторы явно задумались о планах трансформации политической системы в 2025–2026 годах». Продолжится «заморозка» политической и общественной активности. Можно предполагать, что партия власти в таких условиях «продолжит курс на профанацию выборов и чисто формальное поддержание легитимности». По его словам, «как уже сейчас говорят эксперты, реальное политическое содержание выборов не относится к волеизъявлению масс, а результат выборов лишь замеряет степень контроля того или иного губернатора над чиновничьим и силовым аппаратом региона». «Можно предположить, что при инерционном развитии политического процесса у ЕР будет большой искус провести переформатирование партийно-политического поля. В частности, перевести выборы в Госдуму на мажоритарную систему или резко сократить ее партийную часть, что уже проведено в регионах. Это будет шаг к дальнейший департизации политики, а еще и возможность выйти за рамки привычных партийных реалий», – сказал «НГ» Обухов. Потому что при сохранении нынешней системы пока не удается лишить КПРФ статуса второй политической силы. «При этом прогнозируемое стремление власти к замораживанию политической активности и переформатированию партийно-политического поля явно не учитывает стратегические вызовы, стоящие перед страной», – отметил он. «Есть угрозы, и Партия регионов на Украине с ними столкнулась - в условиях политической турбулентности одномандатники легко порывают с материнской партией. Это серьезный аргумент против», - добавил Обухов.

Пресс-служба ЛДПР прокомментировала «НГ», отметив, что плюсы для власти очевидны. Во-первых, мажоритарная система позволяет властям преодолеть дефицит доверия и аккумулировать вокруг себя наиболее ярких ЛОМов, ресурсных бюджетников, снижая шансы других партий на победу. Во-вторых, такая система позволяет части кандидатов уйти от негативного бэкграунда партии в своих кампаниях. Впоследствии самовыдвиженцы присоединяются к одной из фракций. Увеличение одномандатных округов, соответственно, приведет к усилению этого процесса. Но это палка о двух концах, минусы тоже есть, отметили в ЛДПР. Как минимум, придется подбирать сильных одномандатников (а у партии власти с этим есть сложности). «Наметилась тенденция, когда в ряде регионов, а также во многих административных центрах, меняют баланс от пропорциональной системы в пользу мажоритарной. А порой и вовсе переходят только к мажоритарной системе. Это приводит к тому, что, например, в городском парламенте Читы из 30 мандатов 27 забрала «Единая Россия», а в Республике Бурятия в Улан-Удэ «Единая Россия» вообще получила 29 мандатов из 30. Таким результатам позавидовала бы даже поздняя КПСС. Причем в той же Чите наши наблюдатели сигнализировали об огромном количестве нарушений на выборах», - рассказали в пресс-службе партии. При этом в ЛДПР уверены: однозначных предпосылок к изменению избирательной системы нет. В теории рост негатива в адрес правящей партии может к этому привести, но на данный момент объективных причин нет. Последние региональные кампании проходили без всплеска оппозиционной активности. Поэтому текущая система формирования Госдумы представляется наиболее сбалансированной, считают в ЛДПР.


180-3-2480.jpg
Нынешняя Госдума избиралась на половину
по спискам и на половину по округам.
Фото РИА Новости
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил «НГ»: «Все будет зависеть от того, что для власти будет приоритетом. Или недопущение оппозиции, или реформирование партийной системы, или насыщение смыслом «Единой России», или необходимость поддерживать партийную систему как таковую. И пока весь этот набор приоритетов возможен, рано что-то проектировать». На это член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов заметил, что переход к полностью мажоритарным выборам или увеличение числа одномандатников было бы целесообразно для самой власти, если бы в ее планах была радикальная партийная реформа. В многопартийной же системе, в которой сегодня существует Россия, на выборах выгодны как раз партсписки. «У нас сейчас фактически полуторапартийная система, целую партию представляет ЕР, а 0,5 партии – все четыре оппозиционые. Есть большая доля вероятности, что при уменьшении пропорциональной системы эти партии минимизируются или исчезнут. А основной принцип работы администрации президента все последние годы такой: «не надо ломать то, что работает». Поэтому стимулов для выборной реформы вроде бы нет. Если, к примеру, возрастут протестные настроения, то такой переход возможен во избежание сюрпризов по образу 2018 года. Сейчас же, наверное, захотят сохранить все партии, которые есть в Госдуме», – пояснил «НГ» Емельянов.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ»: «Возможности департизации выборной системы хотя и есть, но по большому счету – это текущий процесс, наша политическая система работает рефлекторно, отвечая на возникающие вызовы и угрозы. А сейчас ни вызовов, ни угроз для партии власти нет, наоборот, ее рейтинги только растут. Поэтому даже малейшего стимула менять пропорции у власти нет». Кроме того, могут возникнуть вопросы к власти: раз все идет по плану и все в порядке, то зачем партийная реформа? То есть сокращение партсписков трудно будет объяснить населению, политизированному классу и оппозиции, а также снизить интерес к выборам, то есть явку. Однако потом Калачев добавил: «У нас ничего нельзя предсказать. «Черный лебедь» может вдруг прилететь – и тогда к весне 2026-го реформа состоится для подстраховки партии власти».

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин сказал «НГ»: «Сейчас идет работа по выявлению электоральных девиаций и прочих недостатков, такая же работа будет по итогам 2025 года». Он тоже сомневается, что при сохранении нынешних рейтингов ЕР реформа будет проведена. И наконец, уверен Мухин, все дело в том, что власть скорее всего захочет сохранить нынешний состав парламента, а значит, нужно будет поддержать оппозицию. А первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что у возможной выборной реформы могут быть и плюсы, и минусы Первые очевидны: в отсутствие двухтуровых выборов на уровне региональных и федеральных парламентов при минимальном перевесе голосов побеждает представитель партии власти, ведь оппозиция не может объединиться перед вторым туром и поддержать его соперника. Но для реформы отсутствуют стимулы, ведь от парламентских партий избираются в целом лояльные люди. К минусам относится демотивация самих единороссов: «У них есть старые ресурсные и просто заслуженные люди, которым комфортнее избираться по спискам, чем работать в округах». А еще, видимо, власть не хочет прямых аналогий с СССР, где Верховный совет в 1990 году как раз избирался по мажоритарной системе. «Избиратели и политики уже привыкли к равномерной смешанной системе, которая существует большую часть времени современной России, ее изменение вольно или невольно дестабилизирует ситуацию», – полагает Макаркин. 



Читайте также


Мерца обвиняют в обмане избирателей

Мерца обвиняют в обмане избирателей

Олег Никифоров

Глава ХДС отказался от предвыборных обещаний ради поддержки Украины

0
1368
О "пророссийских" европейских правых

О "пророссийских" европейских правых

Почему Марин Ле Пен решила поддержать Украину и раскритиковала США

0
1561
Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
1425
О мировой политике и электоральных ритмах в США

О мировой политике и электоральных ритмах в США

"Американские интересы" стали переменчивым понятием

0
2122

Другие новости