Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин отвечает за организационно-политическую работу партии. Фото с сайта www.kprf.ru
Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин отсутствовал в составе делегации коммунистов на приеме в китайском посольстве по случаю 75-летия образования КНР. Хотя его давно называют самым вероятным «наследником» Геннадия Зюганова, теперь эта позиция Афонина, похоже, несколько скорректирована начавшимся трансфером преемников. Эксперты отметили, что левые, видимо, усиливают внутрипартийную систему сдержек и противовесов, чтобы умерить внешнее воздействие на предстоящий транзит власти. Есть и такая версия, что это сам Афонин аккуратно отстраняется от участия в групповых интригах.
Отношения с Компартией Китая и контакты высокого уровня с руководством КНР для КПРФ категорически важны прежде всего во внутрироссийском политическом контексте. Однако на таком знаковом событии, как прием в китайском посольстве, Афонина не было. Между тем в составе партийной делегации вместе с Зюгановым присутствовали и еще один первый зампред ЦК Иван Мельников, и зампред ЦК Дмитрий Новиков, и ряд других партийцев. На сайте КПРФ указаны, например, член президиума ЦК и глава юрслужбы Георгий Камнев, депутаты Госдумы Сергей Гаврилов, Вадим Кумин, Анжелика Глазкова, а также сотрудники международного отдела ЦК. Ответную речь на выступление чрезвычайного и полномочного посла Китая в России Чжан Ханьхуэя произнес именно Мельников.
«НГ» попыталась выяснить причину отсутствия Афонина. Как пояснил Камнев, его не было по рабочим причинам, а не из-за болезни: «Возможно, Афонин получил специальное поручение от председателя партии. В конце концов есть много дел по подготовке пленума 26 октября, а он секретарь по организационно-партийной работе. В любом случае здесь ничего такого нет, никаких каких-то внутренних конфликтов. Да и вообще на приеме не все были». По словам Камнева, приглашение высылалось посольством лично каждому приглашенному. Однако он сам же и напомнил «НГ», что Афонин не так давно побывал в КНР. Так что это еще более странно, что он мог не получить приглашения, а получив – не прийти.
Между тем в последнее время Афонин, похоже, вообще умерил свою как политическую, так и внутрипартийную активность. Скажем, в подборках новостей на сайте КПРФ, как и вроде бы в его личном Telegram-канале, есть только комментарии текущих событий, выступления на ТВ и в прочих СМИ. Наиболее часто он появляется на передаче «60 минут» телеканала «России 1». Партия упоминается только в сообщениях об участии Афонина в официальных мероприятиях – к примеру, поездке руководства КПРФ в Петербург на торжества в честь 100-летия Кировского завода. А на первом плане внутрипартийных новостей все больше находятся те же Мельников, Новиков, Камнев и другие коммунисты.
Понятно, что скорее всего в Госдуму 2026 года КПРФ, как обычно, поведет Зюганов, однако его руководство последующим федеральным циклом выборов уже под вопросом. О том, что их скорее всего будет проводить другой лидер этой партии, пока, конечно, можно рассуждать лишь чисто теоретически, но сама ситуация представляется вполне приземленной. И в ней главным неизвестным остается имя возможного преемника Зюганова. В партии называют разные имена, но приоритет всегда отдается двум – Афонину и Новикову, который формально хотя и на ступеньку ниже по должности, однако отвечает за важнейший участок – идеологическую работу и соответствующую чистоту партийных рядов.
Попытки выяснить, что же такое происходит с Афониным, принесли «НГ» замечание от одного источника, близкого к администрации президента. Тот уточнил: «На самом деле Афонин на ТВ выходит не по партийной квоте. Их всего две – и вторая заполняется кремлевской администрацией. Так что руководство КПРФ не имеет отношения к постоянным выступлениям Афонина на разных телеканалах». Это был, судя по всему, намек на то, что, возможно, Афонин несколько отстроился от партии, хотя до конца и непонятно, по каким соображениям. То ли он ищет легитимную опору для своих претензий на преемничество именно вовне партии, то ли он просто аккуратно отстраняется от участия в групповых интригах. В них за прошедшие 30 лет сгорел не один уверенный в себе фаворит Зюганова. Есть вопрос, кстати, и по поводу того, кто же посоветовал Афонину пока постоять в стороне.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Раньше КПРФ вполне устраивал Афонин в качестве основного преемника. Он любимец администрации президента, а как возможный будущий лидер – вполне управляемый и предсказуемый. То есть самый приемлемый из всех возможных преемников». Он заметил, что КПРФ давно стремится смягчать свои отношения с властью, сглаживать острые углы. Но, посмотрев на последние события – электоральные результаты партии, преследование активистов, коммунисты, видимо, поняли, что все их уступки ничего не дают. «Проблемы с властью даже усугубились, так что Зюганов и верхушка КПРФ, похоже, серьезно обиделись. Поэтому Афонина отодвинули на второй план до тех пор, пока не последует каких-то ответных знаков от администрации президента», – предположил Калачев. При этом он подчеркнул, что КПРФ действительно стремится сохранить остатки своей субъектности: «Совершенно очевидно, что если Афонин возглавит партию, то она утратит зубы – возможность контрпозиционирования. Поэтому, наверное, было решено включить режим «трансфера преемников». Продемонстрировать власти, что, дескать, мы сами решим, кто придет на смену Зюганову». Однако Калачев еще раз напомнил известную максиму: оказанная власти услуга – это уже не услуга. «Если вопрос с преемником дело решенное, Афонин по умолчанию кандидатура номер один, то тогда и говорить не о чем. И КПРФ пытается создать пространство для интриги, маневров и переговоров», – считает эксперт. Это все объясняется тем, что если сейчас, когда у Зюганова есть выход на президента РФ, еще можно торговаться, то потом позиции КПРФ окончательно ослабнут: «Поэтому договоры не обнуляются, но пересматриваются схемы транзита власти внутри КПРФ».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин подтвердил «НГ», что, похоже, в КПРФ начался транзит власти или хотя бы подготовка к нему: «Наверное, все-таки у руководства есть желание сохранить партию «в семье», а Афонин тут как камешек в ботинке – идти не мешает, но заставляет хромать. Между тем у Зюганова есть как внук, так и более приемлемые для него кандидатуры на роль преемника». По мнению эксперта, в руководства КПРФ достаточно нелинейное мышление, чтобы создавать разные варианты сдержек и противовесов внутри партии. «Это универсальный способ удержания власти со времен древнего Вавилона. Обижать Афонина не будут, но пока его ослабляют, чтобы усилить остальных преемников», – подчеркнул Мухин.