Фото НГ-Online
В Госдуму поступила инициатива сенаторов от Петербурга и Запорожской области Андрея Кутепова и Дмитрия Вороны по корректировке федеральных конституционных законов о принятии в состав РФ четырех новых регионов. Большая часть данных актов посвящена особенностям переходного периода, но парламентарии предлагают сделать его еще более особенным. Например, поставить ряд прав граждан, а также интересов бизнеса в зависимость от того, лояльно какое-то лицо России либо замечено в недружественных действиях.
В законах о ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях есть ст. 12 о действии документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, а также властями данных регионов. Продекларировано, что все это не требует подтверждения и не имеет ограничения срока давности.
Похоже, что сенатор от Запорожья Ворона и его питерский коллега Кутепов считают такой подход несправедливым.
В действующих текстах в принципе уже есть оговорки по поводу сроков действия – дескать, какие-то ограничения могут быть прописаны в самих конституционных актах либо вытекать из сути документов или существа отношений. Однако, по мнению двоих сенаторов, каждый из четырех законов нуждается в дополнении, говорящем о тех случаях, когда и если «правообладателями соответствующих объектов осуществляются недружественные действия в отношении РФ». Использование сочетания слов «правообладатели» и «объекты» вроде бы настраивает на такое понимание этой законодательной новации, что она касается в основном недвижимого имущества, причем скорее предпринимательского, чем личного характера.
Пояснительная записка к внесенному в Госдуму законопроекту это как бы и подтверждает: там обсуждается именно п. 5 ч. 1 ст. 12 каждого из четырех федеральных конституционных законов. А в нем говорится именно о документах, на основании которых была проведена госрегистрация прав на недвижимость. Ворона и Кутепов возмущаются: «Таким образом, действительными признаются все документы о правах на недвижимость за все периоды и в отношении всех лиц, их получивших (даже в отношении тех, которые совершают недружественные действия по отношению к РФ)». Чтобы это устранить, они и предлагают свою оговорку.
Более того, вторая часть их инициативы как раз и заключается в уточнении режима так называемого бесхозного имущества, которое было брошено собственниками в новых субъектах РФ и теперь взято в управление. Это именно частная собственность, потому что все, что в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях при Украине было государственной, региональной или муниципальной собственностью, уже отошло по российскому назначению. Сенаторы предлагают заставить проявляющихся собственников возмещать те расходы, которые были понесены властями.
То есть инициатива Вороны и Кутепова выглядит более или менее адекватной в том правовом контексте, в котором существуют новые субъекты РФ. Конечно, большая часть пресловутой «бесхозной» собственности образовалась или из-за боевых действий, или из-за нелояльности ее хозяев новым властям. Однако гораздо большая проблема в том, в какую часть федеральных конституционных законов сенаторы хотят внести свою оговорку о благонадежности. Дело в том, что ч. 1 ст. 12 говорит не только о документах на недвижимость, но и о справках о гражданском состоянии, трудовом стаже, а также о праве на пенсии, пособия и прочие соцвыплаты, натуральные льготы и медпомощь. Здесь же указаны и таможенные документы и еще разного рода лицензии на ту или иную предпринимательскую деятельность, а кроме того, документы об образовании и квалификации и, наконец, судебные постановления.
Так что если поправку Кутепова и Вороны принимать в предложенном ими виде и именно в то самое место, то получится, что термины «правообладатель» и «объект» относятся ко всем этим видам официальных бумаг. И если принять во внимание, что фраза об осуществлении недружественных действий вообще не имеет определения в законодательстве, то выходит инициатива о возможной зачистке любых лиц, нелояльных новым властям. И у них можно будет отнимать не только бизнес, но и гражданские права. И тут ничего особо нового нет, собственно говоря, частично это уже прописано в специальном законе о гражданах РФ, в которые по умолчанию превратилась часть бывших украинцев.