В рядах ЛДПР есть центры притяжения – Леонид Слуцкий и Ярослав Нилов. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В Госдуму 15 октября был внесен законопроект ЛДПР о бесплатной юрпомощи участникам СВО и членам их семей. Первой там стоит подпись лидера ЛДПР Леонида Слуцкого, к которому присоединилась и «старая гвардия» депутатов из времен Владимира Жириновского. Но «НГ» заметила, что эта группа и «люди Слуцкого» чаще выдвигают отдельные инициативы, что показывает наличие двух центров. Перед выборами 2026 года от одного из них партии, видимо, предстоит избавиться.
«Правительство РФ поддерживает законопроект при условии, что реализация его положений будет осуществлена в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законами субъектов РФ», – говорится в заключении, что считается условным одобрением.
От имени депутатов ЛДПР инициативы «за все хорошее, против всего плохого» появляются в Госдуме регулярно. Впрочем, как и от двух других «традиционных партий» – КПРФ и «Справедливой России – За правду» (СРЗП). Большинство подобных инициатив не имеет шансов на одобрение большинством нижней палаты, то есть «Единой Россией», но оппозиционные фракции это сильно не расстраивает. Соответствующее законотворчество – это, во-первых, реализация тех или иных пунктов партийных программ, а во-вторых, стремление каждого депутата набирать побольше очков в глазах избирателей или, например, отраслевых лоббистов.
Между тем по поводу ЛДПР «НГ» давно заметила, что законодательная активность этой фракции выстроена более сложно, чем у других. К примеру, 14 октября в Госдуму внесен законопроект о возвращении для участников СВО и близких к ним категорий граждан права бесплатного проезда на всем транспорте во время отпуска. Данную инициативу подписали депутаты от ЛДПР из числа как бы «старой гвардии», это 11 человек из нынешних 23, а возглавляет их председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Из сенаторов ЛДПР в подписном листе присутствует Елена Афанасьева.
Проведя анализ думской законодательной базы, «НГ» выяснила, что за последние несколько месяцев Нилов и условные «депутаты Жириновского» нередко вносят совместные предложения. Имена обычно одни и те же – Борис Чернышев, Алексей Диденко, Станислав Наумов, Валерий Селезнев, Иван Сухарев, Владимир Кошелев, Василина Кулиева, Каплан Панеш, Дмитрий Свищев, Аркадий Свистунов и Владимир Сипягин. Почти всегда к ним присоединяется и сенатор Афанасьева. Когда же законопроекты вносятся Слуцким, то «старой гвардии» либо совсем нет, либо ее разбавляют депутаты Госдумы Андрей Луговой, Сергей Леонов, Евгений Марков, часто также замечен сенатор Вадим Деньгин. И любопытно, что прежде самостоятельное законотворчество развивалось крайне активно, однако с начала августа как раз стало больше – около 20 именно совместных инициатив. И если «группа Нилова» еще продолжает готовить предложения отдельно от других членов фракции, то «команда Слуцкого» – почти нет.
Еще любопытно, что к проектам от обеих группировок ЛДПР большинство Госдумы относится в основном равнодушно, у совместных же выступлений шансы на принятие складываются более высокими хотя бы из-за относительно одобрительной реакции правительства. Видимо, имя лидера фракции пока что-то стоит. При этом напомним, что именно Нилова эксперты считают не столько, может быть, соперником Слуцкого, сколько как бы вторым центром тяжести бывшей фракции Жириновского. Однако политическая логика подсказывает, что нынешнее «водяное перемирие» долго не сохранится, поскольку перед выборами Госдумы-2026 предстоит отбор кандидатов на потенциально проходные места в партсписке. И вот тут главный вопрос, кто кого в ЛДПР сможет, как говорится, «обновить».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ», что «в ЛДПР есть партийная дисциплина, Жириновский к этому приучил, поэтому совместные законопроекты – не показатель, по-прежнему есть люди, которые присягнули Слуцкому, а есть те, кто не присягнул». Однако он считает, что «дворцовые интриги – это одна сфера, а законотворческая деятельность – другая». Поэтому-то ротация в партии скорее всего будет вне зависимости от того, что, кто и в каком составе депутаты подписывались под законопроектами. Эксперт отметил, что сейчас, наверное, уже идет переговорный процесс, от исхода которого и будет зависеть состав будущего депутатского корпуса ЛДПР: «Скорее всего с большинством нынешних депутатов договорятся, есть ощущение, что обновление будет примерно в 10%. Ведь известные депутаты «утяжеляют» общий электоральный вес ЛДПР, а проблема людей Слуцкого в том, что они малоизвестны. Если будет реальный раскол в партии, то она может просто исчезнуть. Но по поводу ее сохранения внутри партии давно существует консенсус». Потому, если от кого и будут избавляться в преддверии 2026 года, то только от самых нелояльных, а еще и бесполезных. «Уменьшение фракции также не в интересах лидера, поэтому инициировать чистку он не будет. Тяжеловесы от ЛДПР скорее всего сохранят свои мандаты, однако ротация может произойти в высших органах партии, где уже расставляются действительно люди Слуцкого», – пояснил Мухин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что в ЛДПР есть «старая гвардия», но не по возрасту, потому что эти люди, принятые и приведенные в партию еще Жириновским, молодые и активные. Есть и «новая гвардия» – люди Слуцкого. «Но так или иначе обе фракции внутри партии вынуждены договариваться. Потому что тот же Жириновский качественно подбирал кадры, Нилов и другие депутаты – профессиональны, Слуцкому досталось хорошее наследство. И несмотря на то, что внутри партии есть те, кто примерял на себя роль лидера, сейчас жесткого антагонизма нет. Что и видно хотя бы по обилию «совместных» законопроектов», – заметил эксперт. При этом он добавил, что законопроекты есть и депутатские, и те, которые партию «попросили» внести, причем необязательно за подписью лидера. Поэтому нельзя сразу сказать, какой из законов будет принят, исходя только из имен авторов, нужно смотреть историю возникновения той или иной инициативы. Между тем, считает Калачев, старожилы партии – это, с одной стороны, реальный ресурс ЛДПР, но, с другой, – все-таки и Слуцкий нуждается в людях, преданных лично ему. «И скорее всего принцип лояльности может встать во главу угла в кампанию 2026 года. То есть, наверное, есть задумка, чтобы после этого ЛДПР перестала быть партией Жириновского и стала партией Слуцкого. Чтобы новый депутатский состав принес присягу на верность лично ему, а недовольные покинули ряды», – предположил Калачев. Но призвал не забывать, что как интриги, так и группы по интересам есть в любой политструктуре, везде проявляются амбиции, оказываются заслуженно и незаслуженно возвышенные активисты, обиженные и т.д. Поэтому он не уверен, что избавляться от «старой гвардии» будут поголовно. Ведь многие из них имеют собственный вес и авторитет в связи с выстроенными отношениями с правительством, разными ведомствами и администрацией президента. И, наконец, ЛДПР сконструирована как электоральная машина, а кремлевский принцип «не ломать то, что работает» распространяется и на партии. Так что если обновление и пойдет, то не радикальное, с таким расчетом, чтобы ЛДПР смогла провести избирательную кампанию. «Если разобрать и заново собрать электоральную машину, то в результате вместо автомобиля может получиться велосипед. Конечно, обновление в 2026-м будет, скорее всего – около 30% депутатского корпуса заменят людьми Слуцкого, максимум – половину. Будут замены и в регионах. Но это не означает, что старая колода после перетасовки будет выброшена. Например, такими кадрами как Нилов не разбрасываются. Слуцкому, как новому лидеру партии, будет дана свыше определенная свобода рук, но скандалы, риски и провалы ему и самому явно не нужны», – пояснил Калачев.