ВЦИОМ продолжает просвещать публику, запустив в своем Telegram-канале рубрику о социологических терминах. Первым стала выборка, качество которой «напрямую влияет на достоверность результатов исследования». Есть тут и ссылка на научную работу о проблеме опросов по СВО, где опровергнута гипотеза, что выборка непреодолимо искажается, когда растет число отказов от интервью и их прерываний. Мол, одна флуктуация выявлена только из-за мобилизации 2022 года и лишь в группе 18–29 лет под влиянием сиюминутного страха респондентов. Видимо, социологи хотят уверить заказчика в лице власти, что теперь замеры опять достоверны. И потому по-прежнему не говорят о поправке на «разговор с товарищем майором», не пытаясь вычислить долю верноподданнических, то есть лживых, ответов.
В Telegram-канале ВЦИОМ 15 октября в рубрике «Экскурсия» приведено мнение мирового столпа социологии Уолтера Липпмана – одного из авторов концепции общественного мнения о том, что люди редко вникают в смысл сложных процессов. В интерпретации ВЦИОМ это означает, что принимающим решения лицам следует упрощать свои сообщения в массы.
Понятно, что подобное упрощение – это один из инструментов политической социологии, но в остальном она, понятное дело, действует на реально научном базисе. Правда, и его нужно как можно более доступно объяснять, а потому в совсем новой рубрике «Тезаурус» ВЦИОМ решил давать толкование социологическим терминам. Для старта выбрано ключевое понятие «выборка» и сказано, для чего она нужна. «Важно помнить, что качество выборки напрямую влияет на достоверность результатов исследования. Для получения репрезентативных данных необходимо использовать научно обоснованные методы формирования выборки», – подчеркивает ВЦИОМ.
Однако все это, согласно известному анекдоту, похоже на «лекцию для колхозников». Гораздо более интересны самоисследования социологов, когда они пытаются вычислить слабые места практического применения своей важной науки. Например, ВЦИОМ дает ссылку на статью самарских коллег «Проблемы достижимости респондентов в опросах о российско-украинском конфликте». Доктор социологических наук Владимир Звоновский (Государственный экономический университет) и кандидат социологических наук Александр Ходыкин (Фонд социальных исследований, или ФСИ) опубликовали ее в очередном выпуске издания «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», то есть в официальном источнике ВЦИОМ.
Молодые мужчины страны расхотели разговаривать о СВО в сентябре 2022 года. Источник: «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», 2024, № 4 |
В работе проанализирован немалый массив данных о динамике выборки, которая теперь стала даже более корректной, потому что доля мужчин и женщин приблизилась к статистически обусловленному значению. Кроме опросов ФСИ использованы исследования ВЦИОМ и еще пары организаций. И получается, что все они прежде мирились с немного неправильной выборкой – наверное, потому, что так удобнее: похоже, мужчины реже отказываются от интервью или прерывают разговор. А одна из структур долго держала группу 60+ в несоответствии со статистикой. И, видимо, эта меньшая доля пожилых давала социологам возможность повышать показатели, например, либеральных кандидатов на недавних выборах президента.
Короче говоря, социологи, как представляется, саморазоблачились с манипуляциями с выборкой, но продолжают уверять, что их замеры всегда были корректными. Например, в статье приводится вроде бы достоверный факт, что наиболее массово отказывались от вопросов по поводу СВО молодые респонденты 18–29 лет только в период мобилизации 2022 года и немного после нее. А потом «индекс прерываний интервью» в принципе вернулся к норме. Все бы хорошо, но такие рассуждения так и не раскрыли заявленную выше еще одну тему неискренности опрошенных. Хотя подходы к ней были сделаны, но, очевидно, что раскрывать всю кухню единому заказчику, то есть государству, никто не станет.
Между тем показательно, что это самое прерывание разговора на слове «СВО» происходило и в его начале, и в середине, и в конце. Иначе говоря, в любой момент, когда респондент вдруг приходил к мысли, а не разговаривает ли он с пресловутым «товарищем майором». На это, кстати, намекают и сами исследователи, относя флуктуацию сентября 2022-го лишь к ситуации сиюминутного страха за себя и указывая, что именно мужчинам 18–29 лет казалось, что у них максимальные шансы попасть на фронт. Однако величину поправочного коэффициента на лояльные, а значит, лживые, ответы пока никто так и не вычислил.