Псковская областная дума приводит свои города к знаменателю единой системы публичной власти. Фото с сайта www.sobranie.pskov.ru
Пока в столе Госдумы лежит законопроект о приведении местного самоуправления (МСУ) к единой системе публичной власти, регионы уже реализовали почти все его ключевые постулаты. Например, буквально повсеместно прямые выборы глав муниципалитетов заменены отбором через конкурсные комиссии. Но и те становятся ненужными, скажем, в Саратове решили, что достаточно временной администрации. МСУ упрощают по вертикали: губернаторы, став чиновниками, хотят тех же мэров и назначать, и быстро менять.
Депутаты гордумы Саратова перенесли дату проведения конкурса по отбору кандидатов на должность руководителя городской администрации. Спикер гордумы Сергей Овсянников, как пишут местные СМИ, заявил прямо, что сейчас не время для таких мероприятий.
Точнее, он сказал, что конкурс будет преждевременным, следует посмотреть, как ныне действующая администрация пройдет через зиму: организует отопительный сезон, очистку улиц от снега и ликвидацию возможных коммунальных аварий. А, дескать, по весне уже можно будет судить, кто достоин занять тот пост, который прежде занимали мэры Саратова: нынешний врио либо кто-то иной. Другими словами, в одном из весьма крупных регионов страны решили пойти еще дальше в политике нынешней вертикализации МСУ. И хотя говорится, что работу горчиновников будут в первую очередь оценивать люди, а депутаты уже к ним прислушаются, выглядит это так, что данный уровень муниципальной власти хотят максимально деполитизировать. Прямые выборы мэров давно отменены, теперь решено не давать оппозиционным депутатам сказать хотя бы одно критическое слово. Горожанам же потом предложат какой-нибудь онлайн-опрос, например, совмещенный с розыгрышем скидочных купонов в магазины.
Деполитизация МСУ реально нарастает буквально с каждым днем. Скажем, в Псковской области пришли к выводу, что для нынешних времен слишком шикарно иметь несколько вариантов назначения муниципальных глав. И там отменяют голосование депутатов в советах за своих коллег, оставляют лишь те самые конкурсные комиссии. Соответствующие поправки уже прошли облдуму, так что скоро в Великих Луках будет так же, как и в Пскове. Судя по всему, это подстраховка от электоральных неожиданностей, которые не позволят губернатору региона расставлять по городам представителей своей команды.
Как уже писали СМИ, и в Якутии планируют отменять прямые выборы мэра Якутска – одного из последних четырех городов России – региональных столиц, где они пока проводятся. Напомним, что в 2023 году это было сделано в Новосибирске, в начале 2024-го – в Улан-Удэ. После отмены в Якутске прямые выборы останутся только в Хабаровске, Абакане и Анадыре. Но, видимо, это продолжится недолго. Глава Республики Саха скорее всего не хочет повторения предыдущей кампании, где для успешного ее завершения пришлось просить доброжелательного вмешательства политтехнологов, направленных из федерального Центра.
Удивляет, однако, то, что чиновничья вертикаль, идущая сверху вниз, не создает для себя никаких громоотводов, куда могли бы уйти как протестные настроения граждан, так и просто текущее их недовольство. Прежде для федерального Центра таковыми громоотводами были губернаторы, но теперь они фактически назначаемые чиновники. Для губернаторов имели значение с точки зрения отвлечения внимания людей именно мэры: мол, сами избрали, сами и мучайтесь. Теперь же все это изчезло, тогда как проблем меньше не становится. Может, все дело в том, что эффективно заработала та самая единая система публичной власти? Опрошенные «НГ» эксперты с этим не согласились.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «В отмене выборов мэра есть такая глобальная причина – власть не доверяет избирателям, поэтому старается отрегулировать отсутствие у них субъектности. Новации в виде отмены выборов преподносят как «защиту от дурака», страховку от случайных людей во власти. Сама власть у нас ошибок не делает, а население может проголосовать за популистов. Да и выборы все еще воспринимаются властью как инструмент для перемен, а они, по ее мнению, должны только подтверждать решения свыше и консервировать ситуацию. То есть стать лишь ритуалом. Однако под это требование как раз и подходят отборочные конкурсы». Что же касается громоотводов, то эксперт заметил: «Происходит реализация мечты о бюрократичной вертикали. Так что рефлексии по поводу громотводов нет. И хотя вроде бы должно быть все понятно: губернатор назначает мэра, а губернатора – президент, но люди такими сложными цепочками не мыслят, претензий президенту они не высказывают. И самим губернаторам громоотводы уже не нужны, сейчас больше ценится предсказуемость и наличие всех рычагов управления, чтобы легитимность мэров была только от губернатора, чтобы не было даже минимальной самостоятельности. И это все во многом потому, что в последние годы протестные настроения дальше кухни не выходят, молчание народа давно стало притчей во языцех».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что чиновничья вертикаль «все больше отстраивается и достраивается». И это следствие принятых четыре года назад поправок в Конституцию, реализация концепции единой системы публичной власти. Эксперт отметил, что выборы воспринимаются властью как риск, даже в последние годы бывали случаи, когда побеждал несанкционированный кандидат, последний, кстати, был в иркутском Братске. «Если на региональном уровне консолидация сохраняется и центром притяжения становится направленный президентом губернатор, то на муниципальном уровне действует политическая конкуренция, идут расколы элит, а для партий парламентской оппозиции кандидат в мэры от власти вовсе не центр притяжения. Иногда и вовсе двое лояльных власти кандидатов борются. Не говоря уже о том, что выбрать могут несогласованного кандидата или даже оппозиционера. Вот и есть желание достроить вертикаль власти до конца», – подчеркнул Макаркин.
А тема громоотводов сейчас менее актуальна, «в коридорах власти больше говорят про исполнительскую дисциплину: «Что, дескать, градоначальник должен быть не просто лояльным, но и входить в команду губернатора. Кроме того, и сами избиратели не воспринимают президента ответственным за все. По традиции виноваты всегда и во всем плохие бояре. И действительно, регулярная ротация губернаторов с упавшим рейтингом у нас есть». Макаркин напомнил, что тема мэров-громоотводов родилась в эпоху публичной политики, когда недовольные граждане могли выйти на площадь и выразить недовольство управлением города, напрямую обратившись к этому мэру. «А сейчас мы живем в новой политической реальности, когда есть такие понятия, как «несанкционированный митинг», который влечет за собой проблемы у людей, в том числе на работе, «протесты, инспирированные извне», а также термин «пятая колонна» и т.д. Мэр воспринимается как часть государственной власти, а выход на протестные акции – как антигосударственные действия. А если люди просто боятся протестовать на улицах, то громоотводы уже и не нужны», – подчеркнул Макаркин.