0
1799
Газета Политика Интернет-версия

17.11.2024 20:46:00

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

Тэги: минюст, приказ, длительные свидания, сизо, экспертное мнение

Online-версия

минюст, приказ, длительные свидания, сизо, экспертное мнение В старых изоляторах длительные свидания затруднены из-за дефицита помещений. Фото Юрия Тутова/PhotoXPress.ru

Минюст России подготовил приказ о праве на длительные свидания тех осужденных, которые временно пребывают в СИЗО. Декларируется, что вводится тот же порядок, что и в колониях. Это реализация поправок в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) в результате решения Конституционного суда (КС) РФ. При этом сама позиция КС была скорректирована отнюдь не в сторону гуманизации. Так что на заключенных, проходящих по другим делам, появляется мера воздействия через разрешение на свидание. А отказ в нем можно объяснять техническими причинами, например отсутствием подходящих помещений.

Как отмечают в Минюсте, приказ вступит в силу с 20 декабря 2024 года для реализации положений новой редакции ст. 77.1 УИК. Там предусматривается право осужденных, временно переведенных в СИЗО, на длительные трехдневные свидания с родственниками.

Таким образом, правила внутреннего распорядка в изоляторах приводятся в соответствие с обновленным законодательством, при этом подчеркивается, что в целом речь идет о «гуманизации условий содержания лиц, находящихся в СИЗО, а также надлежащем обеспечении их прав и законных интересов».

Однако юристы, изучившие проект приказа по просьбе «НГ», с таким выводом не согласны. Потому что изменения лишь теоретически отражают позицию КС, который в 2020 году установил неправомерность ситуации, когда ранее осужденным, временно содержащимся в СИЗО, были запрещены длительные свидания с родственниками. Причем лишь по той причине, что в отличие от колоний это не предусмотрено распорядком СИЗО. Однако в итоге поправки в УИК, направленные на исполнение постановления КС, исказили его смысл. В частности, предусмотрена возможность замены длительных свиданий на краткосрочные встречи либо и вовсе на телефонные звонки. Но главное, что на все это надо получать согласие следователя.

Как пояснил «НГ» адвокат Александр Караваев, КС, рассматривая жалобу гражданина, пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ как УИК, так и закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Потому что осужденные к лишению свободы в колонии, но оставленные или возвращенные в СИЗО «лишаются права на длительные свидания без установленных законом оснований, подлежащих судебному контролю, и при этом без учета продолжительности пребывания в СИЗО». И до необходимых изменений законодательства КС определил, что его постановление должно исполняться в таком порядке: вопрос об ограничении права на длительное свидание подлежит разрешению судом с учетом обстоятельств, свидетельствующих о том, «может ли предоставление длительного свидания воспрепятствовать производству по делу». То есть следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора должен обращаться к суду с мотивированным ходатайством «с приложением материалов, подтверждающих его обоснованность».

Однако, по словам Караваева, предложения Минюста – это нечто иное. В первую очередь, как это уже сделано ст. 77.1 УИК, исключается какой-либо судебный контроль за ограничением прав таких осужденных, «никакого судебного рассмотрения не предусмотрено, право и на длительное, и на краткосрочное свидание ставится в зависимость от наличия письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело». Он заметил, что в современном уголовном процессе даже право на телефонные звонки содержащегося под стражей лица находится в прямой зависимости от произвольного желания следователя и в большинстве случаев используется следователями как инструмент давления на обвиняемого. Точно так же складывается ситуация и со свиданием с близкими родственниками. «Следовательно, государство путем принятия предлагаемых изменений усиливает аппарат государственного принуждения и ни о какой гуманизации речи не идет в принципе. Это, а не желание услышать КС, и есть ключевой лейтмотив принимаемых сегодня в этом направлении норм», – подчеркнул Караваев.

Во-вторых, подобное произвольное ограничение прав осужденных, по его словам, может длиться бесконечно долго: хотя ст. 77.1 УИК предусматривает нахождение указанных лиц в СИЗО до двух и трех месяцев, однако на самом деле данный срок не является пресекательным. Тогда как уголовные дела могут расследоваться в течение многих лет. В-третьих, предполагается еще и двойной контроль, поскольку замена длительного свидания на краткосрочное возможна будет не только при наличии разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, но и руководства СИЗО. 

И если в колонии осужденный, при наличии денег на счету, может звонить регулярно, то в СИЗО его права существенно ограничиваются даже в контексте звонков, не говоря уже о свиданиях. «Реализация таких прав в СИЗО потребовала бы совершенствования материально-технической базы самих изоляторов, о чем пока не сказано ни слова. И нет понимания, готовы ли вообще сильно устаревшие СИЗО к таким изменениям. Например, откуда возьмутся новые помещения, которые, очевидно, потребуются для длительных свиданий лиц, прибывающих из колоний», – подытожил Караваев.

А председатель комиссии по защите профессиональных прав адвокатов адвокатской палаты Ленинградской области Евгений Тонков напомнил «НГ», что современный правопорядок характеризуется безразличным отношением к осужденным, которые по разным причинам переводятся из мест лишения свободы в СИЗО. Вносимые изменения, подтвердил он, носят лишь косметический характер, ведь «послабления» всецело зависят от благосклонности к конкретному человеку начальства СИЗО и следователя. «На практике изменения могут коснуться лишь пресловутого «актива» и прочих «приближенных лиц». А риск злоупотреблений со стороны сотрудников ФСИН обретает максимальный характер», – подчеркнул он. Вместе с тем, заметил Тонков, давно нуждается в изменении «извращенное советское представление о звонках близким лицам как о премии за хорошее поведение и бонус за сотрудничество со следствием». Тем более, что не это секрет: осуществляются звонки за счет звонящего и только на телефоны, известные пенитенциарной системе, а все разговоры записываются. И из них оперативные сотрудники при умелом подходе получают важные для себя сведения.

Адвокат адвокатской палаты Краснодарского края Галина Колченко согласна, что пенитенциарная система нуждается в серьезных изменениях хотя бы потому, что условия содержания под стражей зачастую «оказываются за гранью человечности». Проблемы СИЗО, связанные с их переполненностью, недостатком медпомощи и нарушением прав человека, требуют неотложного внимания и настоящих реформ. При этом «законодательство в этой области разбалансировано и, как лоскутное одеяло, состоит из поправок, вносимых по ситуативным соображениям». Однако подводными камнями, препятствующими декларируемым улучшениям, могут оказаться и недостаточная подготовка персонала к новым требованиям, и кадровый голод, и отсутствие реального общественного и государственного контроля. Колченко напомнила, что и ныне действующие правила часто не соблюдаются в реальности по тем же причинам, а еще из-за неэффективных механизмов ответственности за нарушения.


Читайте также


Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
4071
Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Минюст возьмет на себя счета иноагентов

Иван Родин

Госдума рассматривает закон об ограничении права собственности 500 человек

0
3873
Об императивном мандате размышляют во всех партиях

Об императивном мандате размышляют во всех партиях

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Инструмент для отзыва нелояльных депутатов пригодится и власти, и оппозиции

0
3116
Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Екатерина Трифонова

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

0
3462

Другие новости