Вячеслав Володин обещает дальнейшие финансовые ограничения для тех, кто не поддерживает политику РФ. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Госдума единогласно поддержала поправку к закону «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» об обязанности иноагента открыть в РФ спецсчет для перечисления авторских гонораров. Распоряжаться как бы своими деньгами смогут уже экс-иноагенты. Финальное одобрение документа состоится в конце года, но и сейчас понятно, в каком направлении будет доработка. Похоже, задача не в том, чтобы отнять у политэмигрантов права на творческий продукт. Важнее создать простой механизм для наказания штрафами тех, кто уехал из страны, за высказывания против СВО. В Госдуме прозвучали заявления, что грань между иноагентами и изменниками теперь все менее различима.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин, который выступает в качестве не только одного из авторов законопроекта, но и его основного вдохновителя, напомнил, что под поправкой об обязательных для иноагентов рублевых спецсчетов стоят подписи 429 депутатов нижней палаты парламента. Это закон Госдумы, подчеркнул спикер. Он же после доклада главы комитета ГД по безопасности Василия Пискарева отменил дальнейшее обсуждение этой инициативы. Даже вопросы решено было не задавать: раз все поддерживают, то чего время терять.
Вышедший на думскую трибуну Пискарев был представлен спикером как еще и глава комиссии ГД по противодействию вмешательству во внутренние дела России извне. Так что тот с полным знанием дела напомнил: борьба с иностранным влиянием стартовала как раз 12 лет назад, когда нужно было навести порядок среди общественных структур, которые на зарубежные деньги активно занимались политической деятельностью. Затем, уже в 2017-м, заметил Пискарев, настала необходимость включить в реестр иноагентов Минюста СМИ, которые финансировались из-за границы. А вот потом большую часть данного реестра заняли физические лица, в том числе, по его словам, «представители творческой сферы».
Глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев напомнил депутатам об этапах борьбы с иноагентами. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Однако в заключении на проект, подготовленном комитетом того же Пискарева, можно прочитать и такую фразу: «Указанное нововведение представляет собой, по сути, эффективную меру ответственности, поскольку позволит приводить в исполнение решения о взыскании с иноагентов денежных средств в случае нарушения ими российского законодательства». Сама конструкция дополнения к закону также говорит о том, что едва ли не главная цель. Напомним, что когда текст только разрабатывался, были предположения о таком условии, как исключительно личное присутствие иноагента при открытии спецсчета для авторских отчислений. Мол, никто из них приехать не рискнет, а стало быть, и их доходы от интеллектуальной собственности скоро окажутся выморочным имуществом, которое государство сможет забрать себе.
Однако теперь ясно, что направление выбрано другое, это создание условий для максимально простого, а следовательно, и массированного наказания убежавших из страны критиков или противников СВО. Взять, к примеру, то положение проекта, которое регулирует момент возникновения у иноагента возможности получить доступ как бы к собственным деньгам. Уже давно было сказано, что это будет лишь в случае отмены данного статуса. Но показателен такой нюанс: экс-иноагент может претендовать только «на остаток денежных средств со спецсчета», который ему или выдадут, или переведут на другой счет. А остатки будут потому, что «списание денежных средств со спецсчета по обязательствам иноагента допускается по решению суда о взыскании этих денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ и в иных случаях, установленных правительством РФ».
Естественно, речь идет о том, чтобы использовать средства со спецсчета для оплаты административных и, если таковые возникнут, уголовных штрафов за, допустим, дискредитацию Вооруженных сил РФ и прочие правонарушения и преступления, направленные против проведения СВО. Сейчас если какие-то дела против «иноагентов-предателей» и возникают, то для большинства их фигурантов они не имеют последствий. То есть власть не может воспользоваться профилактической составляющей ужесточенного законодательства, более того, сама же и подчеркивает его неэффективность. После принятия закона о спецсчетах политэмигрантов, которые, может быть, и финансируют армию Украины, а может быть, и нет, карать за это будет возможно быстро и реально.
Это подтверждают и заявления Володина, которые он сделал после того, как отменил ответ Пискарева на вопрос, сколько сейчас есть дел против «клеветников России», а вместе с ним – и всю дискуссию по законопроекту. «Мы с вами ставим заслон этому финансированию, с тем чтобы эти люди, если пошли по пути предательства, понимали, не будет их страна финансировать, не будут люди наполнять их личные счета и делать их жизнь беззаботной, за пределами государства. Коллеги, давно надо было это принимать. Давно», – подчеркнул председатель Госдумы. С первого взгляда как бы не очень понятно, кому это замечание адресовано. Для понимания следует напомнить, что законодательство об иноагентах вообще-то было одним из направлений деятельности Володина, который 12 лет назад занимал должность первого замруководителя администрации президента, курирующего политпроцесс в стране. Так что тогдашние депутаты Госдумы, имена которых спикер называл перед голосованием в первом чтении и после него, – это лишь исполнители его собственного замысла, поддержанного на самом верху.