В Совете Федерации обсудили причины затяжного пребывания обвиняемых под стражей. Фото с сайта www.council.gov.ru
В Совете Федерации обсудили причины продолжительных сроков содержания подозреваемых под стражей. И нашли их, например, в том, что следователям сложно попасть в СИЗО, как и адвокатам. Это затягивает в том числе и ознакомление граждан с материалами расследований. На круглом столе предложили разрешить арестантам просматривать свои уголовные дела на электронных книжках. Эксперименты с планшетами проводятся, пояснили эксперты «НГ», а потому такой формат могут и узаконить. Но это не разрешит более серьезных проблем судопроизводств и даже может ограничить право на защиту.
На круглом столе в Совете Федерации говорили о совершенствовании уголовно-процессуального законодательства. В частности, речь шла о том, как сокращать срок применения к гражданам такой меры пресечения, как заключение под стражу.
Одной из причин чрезмерной продолжительности этого срока были названы трудности с посещением СИЗО и для следователей. Это сказывается и на ходе ознакомления обвиняемых с их уголовными делами. Потому что многие изоляторы, включая столичные, расположены в старых постройках, там просто не хватает места для встреч с арестантами. Поэтому было предложено привлечь современные технологии, закрепив в законе возможность загрузки всех материалов в электронные книжки. Опыт их использования обвиняемыми уже имеется в ряде регионов. Об одном из них рассказала в Совете Федерации председатель судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда Елена Румянцева. Это когда 800 бумажных томов резонансного дела перенесли в планшеты – и процесс не затянулся до бесконечности.
Председатель коллегии адвокатов «ВМ-Право» Денис Цыплаков подтвердил «НГ», что проблемы с доступом следователей и адвокатов в СИЗО могут значительно замедлить процесс ознакомления обвиняемых с материалами дела и, как следствие, увеличить сроки их содержания под стражей. Трудности связаны с недостаточно развитой инфраструктурой некоторых изоляторов: в старых зданиях может не хватать помещений для встреч. Однако, по его словам, бывает и так, что во многих СИЗО пустуют помещения, предназначенные для работы с обвиняемыми, потому что администрация учреждения просто не допускает туда ни следователей, ни адвокатов. Длительное ознакомление с материалами дела, заметил Цыплаков, это действительно распространенная ситуация в уголовном процессе, особенно учитывая число томов при расследовании крупных дел. Предложенные в Совете Федерации изменения могут быть востребованными, при этом сенаторам, считает он, не стоит сосредотачиваться исключительно на проблемах следствия, тогда как вопросы от защиты остаются без должного внимания.
Адвокат юргруппы «Яковлев и партнеры» Евгения Рыжкова заметила «НГ», что знакомство с материалами дела, которые выгружены на электронный носитель, практикуется достаточно давно. Арестантам даже разрешали получать соответствующие гаджеты с воли, так что изменения в законе будут излишними. Однако, по ее мнению, важно, чтобы ознакомление с цифровыми копиями было лишь с согласия обвиняемого, «он не может быть ограничен в доступе к оригиналам документов». Так как при этом защита проверяет их в том числе и на возможность фальсификации. Рыжкова подтвердила, что следователям и адвокатам именно в крупных городах сложно попадать в СИЗО: они переполнены, а следственных помещений там слишком мало. Но у этой проблемы, уверена она, есть гораздо более простое решение – нужно реже брать людей под стражу, вместо этого применяя иные меры пресечения.
Эксперты, опрошенные «НГ», также указали, что, разбираясь с проблемой очередей в СИЗО, на круглом столе в Совете Федерации спутали причину со следствием. Так что предложенные инициативы в нынешней реальности и вовсе могут привести к нарушению прав граждан на защиту. Например, заметила «НГ» старший юрист Criminal Defense Firm Екатерина Харченко, проблема возникает «в том числе и потому, что продление срока пребывания под стражей осуществляется в отсутствие законных оснований для этого». И проблема эта совершенно отдельная как раз только потому, что людей длительно содержат под стражей, хотя это не соответствует ни общественной опасности того, что им вменяют, ни данным об их личности. А ситуация продолжительного ознакомления обвиняемых с материалами уголовных дел стоит отдельно: когда эти материалы составляют не одну тысячу страниц, то и защите, и обвинению объективно приходится тратить больше времени. Одной стороне – чтобы все посмотреть и проанализировать, а другой – обеспечить такое право. Харченко настаивает, что необходимость ознакомления лица с материалами, собранными в результате предварительного расследования, не должна предопределять вопрос о лишении его свободы.
Между тем, по ее мнению, идея использовать электронные средства, в том числе планшеты или ридеры, для сокращения сроков ознакомления с материалами и, следовательно, сроков содержания под стражей «видится делом не самым удачным и не вселяющим надежды». СИЗО и без того обязано предоставлять каждому лицу электронную книгу для чтения – это положение Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов. «Однако мы знаем, что этого не делается. Официально – по причине отсутствия соответствующего финансирования. Так что версия о том, что деньги сразу появятся, как только изменят УПК, не выглядит убедительной», – считает Харченко. А стало быть, утверждение о том, что электронные средства способны напрямую повлиять на сроки пребывания человека в СИЗО, «уводит от настоящего решения задач по совершенствованию правовой системы». Главная из этих задач, напомнила она, повышение качества судебных актов, подтверждающих продление пребывания под стражей каждого конкретного лица, особенно в части мотивов, согласно которым суды решают оставить обвиняемого в СИЗО. Более того, та логика, что ознакомление с материалами в электронном виде априори должно происходить быстрее, чем в бумажном, «может стать новым основанием для ограничения сроков ознакомления в порядке ст. 217 УПК». А это может сказаться и на правах тех лиц, которые в СИЗО не содержатся, пояснила Харченко.
Адвокат, управляющий партнер ADVOLAW Антон Пуляев настаивает, что обвиняемые содержатся длительно под стражей в СИЗО скорее потому, что следователи не успевают в установленные сроки расследовать уголовные дела и обращаются к руководству с ходатайствами о продлении. Он напомнил, что если обвиняемый или защитник явно затягивают ознакомление с материалами уголовного дела, то в судебном порядке им можно установить предельный срок. Однако пролистывание в электронной книге этих материалов, по мнению Пуляева, вовсе не равно полноценному ознакомлению. «Следователю предоставлены все возможности для расследования уголовных дел в установленный законом срок и для того, чтобы обеспечить ознакомление обвиняемого и защитника с его материалами. Предлагаемое нововведение с электронными книгами скорее граничит с нарушением права на защиту», – подтвердил он.
комментарии(0)