В последнее время, когда говорят о прекращении огня, перемирии и даже мире, все чаще возникает вопрос, на каких границах может остановиться Россия, чтобы соответствовать букве нашей Конституции. Территориальные уступки, компромиссы и концессии со стороны государств – участниц вооруженного конфликта обсуждаются и на переговорах с американским спецпредставителем Стивом Уиткоффом. А он – важный член команды Трампа, исключительно важный, потому что формирует представления президента США непосредственно.
Вот что известно американцам о конституционном статусе территорий, на которых ведутся военные действия.
В Конституции РФ не закреплены границы принятых в РФ четырех субъектов. (При их принятии в состав РФ в октябре 2022 года в Конституцию РФ были лишь добавлены наименования таких новых субъектов без решения вопроса их границ.)
Вопрос границ этих четырех новых субъектов был разрешен в специально принятых Федеральных конституционных законах (5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ).
Во всех этих ФКЗ содержится однотипная по содержанию статья, где предусматривается следующее:
5-ФКЗ. Статья 3. Пределы территории Донецкой Народной Республики
1. Пределы территории Донецкой Народной Республики определяются границами территории Донецкой Народной Республики, установленными Конституцией Донецкой Народной Республики на день ее образования и на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
6-ФКЗ. Статья 3. Пределы территории Луганской Народной Республики
1. Пределы территории Луганской Народной Республики определяются границами территории Луганской Народной Республики, установленными Конституцией Луганской Народной Республики на день ее образования и на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
7-ФКЗ. Статья 3. Пределы территории Запорожской области
1. Пределы территории Запорожской области определяются границами территории Запорожской области, существовавшими на день ее принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
8-ФКЗ. Статья 3. Пределы территории Херсонской области
1. Пределы территории Херсонской области определяются границами территории Херсонской области, существовавшими на день ее принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
Таким образом, тексты ФКЗ о принятии новых субъектов в РФ однозначно указывают на то, что границы новых субъектов определяются по фактическим границам, перешедшим под контроль РФ, существовавшим на день вхождения новых субъектов в РФ, а не по границам административно-территориального деления, установленным по законодательству Украины.
Известно, что у нас есть политики, которых принято называть «ястребами», считающие, что территории новых субъектов надо понимать в их административных границах аж 1991 года!
Это не очевидно. Потому что, если бы это было так, никто не мешал сделать соответствующее уточнение в момент принятия Федеральных конституционных законов еще 4 октября 2022 года или в ходе последующих изменений их редакций.
Мне кажется более существенной информация с недавней встречи Владимира Путина и Валерия Герасимова, на которой начальник Генштаба сообщил, что освобождено 99,5% территории Курской области.
Для Путина, очевидно, неприемлем торг по территории Курской области. Она на момент соглашения должна быть полностью очищена. Вот как освободят последние полпроцента, так можно и останавливаться войскам там, где их застанет эта новость.
Думается, Трамп благодаря Уиткоффу это понимает. И надеется, что все это произойдет до 30 апреля и он сможет гордо заявить, что уложился с миссией мира в первые 100 дней своего президентства.