Общественные наблюдатели фиксируют изначально высокое качество российских выборов. Фото с сайта www.oprf.ru
ЦИК России открывает 11 сентября информационный центр, в который будут сходиться данные о ходе единого дня голосования (ЕДГ) 2025 года. И в этот раз, судя по всему, упор будет сделан именно на внешнее оформление главного политического процесса страны. Парадность предстоящих электоральных мероприятий, в которые все-таки превратились российские выборы, подталкивает к окончательному их оформлению в виде праздника. Это делается ради удобства избирателей, которым теперь уже более настойчиво предлагают разделить радость властей отсутствием проблем и нарушений.
Информационный центр перед многодневным ЕДГ Центризбирком открывает каждый год. Но в этот раз все делается с особой торжественностью. Потому что, как утверждают в ЦИК, система теперь отлажена до конца, никакое вмешательство как извне, так и изнутри в российские выборы уже невозможно.
На это, в частности, работает повсеместно распространившийся институт общественного наблюдения. По начальному замыслу планировалось, что общественные палаты будут помогать партиям и гражданским активистам контролировать выборы грамотно. Но теперь уже считается, что посторонние мешают качественному наблюдению. Публично произносятся и фразы о том, что слово «нарушение» наблюдателям вообще не стоит употреблять.
Также по традиции накануне старта ЕДГ пройдут экспертные обсуждения безукоризненности будущих результатов. Как пояснил «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев, «при проведении кампаний по негласной установке сверху предпочитают делать акцент на форме, а не на содержании выборов». То есть их содержание как реального инструмента смены власти постепенно исчезает, все больше внимания комфорту, то есть «витринности» процесса. И это приводит к тому, что власть становится заинтересованной в высокой явке просто для того, чтобы подтвердить, что народ верит в выборы. Все эти презентационные мероприятия, а также агитаторы избиркомов признаны подстегнуть явку. При этом большинство людей, дошедших до участков, как раз и голосуют за власть.
«За оппозицию среди таких «мобилизованных» на выборы голосуют единицы. Люди, разочарованные в выборах и не доверяющие власти, не видят смысла ходить на участки. И их не завлечешь туда разговорами об удобстве, красоте и комфорте избирательного процесса. Но те, кто дошел до участков, чаще всего воспринимают голосование как гражданский долг», – подчеркнул Калачев. И напомнил, что около трети избирателей приходит на выборы любого уровня, еще около 10-15% – принципиально на них не ходят, остальные же – ходят по мере возможности. И если высокая явка становится показателем того, что раз доверие к выборам растет, то саму власть и ее политику поддерживает большинство, то тогда начинаются меры и для сохранения этого высокого уровня, и для его дальнейшего повышения.
Недаром, заметил Калачев, со стороны Центризбиркома идут заявления, что избирательная система России наиболее прогрессивная и технически продвинутая. А также она наиболее открытая для граждан, которые «легко могут реализовать свое право проголосовать в отличие от других стран». И общественное наблюдение было создано не для выявления нарушений, а для легитимизации электорального процесса, становящегося парадным. «То есть главная задача таких обученных наблюдателей не подтверждать нарушения, зафиксированные оппозиционными партиями, а развенчивать их», – отметил он. Эта задача, по словам Калачева, находится в логике политической системы последних лет: «Если раньше конкурировать на выборах мог представитель власти и оппозиционер, которые шли ноздря в ноздрю, то и задача наблюдателей была выявлять нарушения. Но теперь и нарушений действительно все меньше. Ведь когда выборы референдумные, а их победители фактически определяются еще на этапе процесса регистрации кандидатов, то действительно нет необходимости что-либо фальсифицировать».