лидер КПРФ Геннадий Зюганов с трибуны Госдумы попросил президента помочь разобраться с выборами. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В ряде регионов коммунисты негативно оценили прошедшие выборы. Но руководство КПРФ, например Геннадий Зюганов, высказывается лаконично, а главное – общими словами. Как выяснила «НГ», итоги кампании левые, возможно, обсудят еще раз на президиуме ЦК 24 сентября, который пройдет уже после встречи партийных лидеров с президентом РФ. Эксперты резюмируют, что до Госдумы 2026 года левым придется добираться «между струйками». Чтобы и не растерять протестный электорат, и не рассориться с властью.
Не признаны результаты губернаторских кампаний в Камчатском, Краснодарском и Пермском краях и в Брянской области. Кубанский крайком высказал претензии еще и к выборам гордумы Краснодара, негативную оценку процедуре избрания горсовета выставили и липецкие коммунисты.
В Пермском крае член регизбиркома от КПРФ Николай Богатырев проголосовал против того, чтобы признать выборы губернатора действительными, потому что, по его словам, «повсеместно нарушался 67-й закон о выборах». Он заявил, что «членам комиссий и наблюдателям не выдавали заверенные копии протоколов, как того требует процедура». Дистанционное электронное голосование (ДЭГ), которое применялось в крае, тоже было подвергнуто критике: «Учитывая многочисленные сообщения о давлении на бюджетников с требованием проголосовать дистанционно, нельзя исключать, что их также принуждали голосовать за конкретного кандидата прямо на рабочих местах». Отсюда коммунист и сделал свой вывод: «Массовый характер нарушений не позволяет признать эти результаты легитимными».
Краснодарская КПРФ, в свою очередь, заявила: «Избирательная система в крае окончательно деградировала, что вызывает особую тревогу в связи с предстоящими выборами депутатов Госдумы. Нужна безотлагательная комплексная реконструкция!» По этому поводу руководство реготделения обращалось в Центризбирком и администрацию президента, но, видимо, безрезультатно. «Мы считаем, что официальные результаты прошедших выборов не соответствуют действительному волеизъявлению граждан, а потому не признаем их, рассматривая как следствие тотальной фальсификации», – заявили коммунисты.
На Камчатке экс-кандидат в губернаторы от КПРФ Роман Литвинов пояснил СМИ: «Я могу согласиться с тем, что мы проиграли губернатору Солодову, за которым стояла административная машина. Но я считаю, что прибывшая из Забайкалья кандидат от ЛДПР Кулиева никак не могла набрать почти 15 тыс. голосов при условии, что не было манипуляций. Таким образом, региональное отделение КПРФ не признает результаты голосования». В Брянской области КПРФ и вовсе объявила: «При нынешней региональной власти проведение честных выборов невозможно». Первый секретарь обкома Андрей Архицкий подчеркнул, что «выборы-2025 по-брянски честными, прозрачными и демократическими назвать невозможно».
Два основных непризнания коммунистами итогов выборов муниципального уровня – это города Липецк и Орск (Оренбургская область). В столице Липецкой области КПРФ не смогла победить ни в одном округе, хотя в облдуме партийные депутаты присутствуют. Напомним, что в этом регионе в принципе сразу жестко развернулась предвыборная кампания, которая для левых фактически завершилась после того, как в обкоме силовики изъяли все агитматериалы и технику (см. «НГ» от 07.08.25). В Орске КПРФ также не получила ни одного места в горсовете. А еще на сайте КПРФ опубликовано особое мнение члена комиссии ДЭГ от КПРФ Евгения Дроздова к протоколу итогового подсчета голосов: «Помимо проблематики внутрисистемного характера необходимо отметить случаи злоупотреблений непосредственно при организации и проведении ДЭГ на отдельных избирательных участках».
«НГ» поинтересовалась у руководства КПРФ, собирается ли оно поддерживать регионы в данных заявлениях и информационно их продвигать. Вопрос пришлось задать потому, что и на пресс-конференции в информагентстве ТАСС 15 сентября, и в ходе выступления на открытии сессии Госдумы 16 сентября Зюганов обошелся для характеристики прошедших выборов общими словами. Например, отметил, что они, к сожалению, «не стали ареной публичного обсуждения всех накопившихся проблем». И он тогда намекнул, что более подробно расскажет обо всех проблемах лично президенту РФ. Напомним, что такая встреча предполагается 18-го числа.
Более конкретно и чуть пожестче высказывались первый зампред ЦК Юрий Афонин и зампред ЦК Дмитрий Новиков. Он, к примеру, обратил внимание еще и на Ленинградскую область, где «нездоровость обстановки обернулась стремлением властей сползать к откровенному давлению на коммунистов». Новикову даже показалось, что это «уже больше начинало напоминать элементы политического террора». Однако он пояснил «НГ», что оценки реготделений по выборам и так считаются официальными с момента их опубликования. Дополнительного подтверждения от ЦК не нужно. Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев рассказал «НГ», что в дни голосования было зафиксировано более 300 нарушений на участках. Например, пачки бюллетеней в ящиках для голосования утром, задержания кандидата на довыборах в Саратовскую облдуму и т.д. Всего, по его словам, за время кампании было зафиксировано около 500 нарушений, по многим из них уже поданы жалобы в Следственный комитет, ЦИК и прокуратуру. Примерно по 70 нарушениям коммунисты обратились в суды. И он подтвердил, что ситуацию с выборами, возможно, обсудят на президиуме ЦК 24 сентября. Камнев выделил регионы, которые особо отличились: Краснодарский край, Саратовская, Оренбургская, Калужская, Костромская области и в целом – Дальний Восток. «Борьбу с прицелом на 2026 год будем вести и в правовом, и в информационном, и в законодательном поле», – заявил он «НГ».
А эксперты резюмировали, что в условиях системного консенсуса партий и продолжающейся СВО у коммунистов, похоже, нет возможности вернуться к жесткому контрпозиционированию власти. Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Коммунисты ведут себя осторожно, осудив выборы на словах, они пытаются не раскачивать лодку». По его мнению, КПРФ будет раскручивать протестные кейсы в отдельных регионах, но жестко обобщать тему нечестных выборов левые точно не станут. «А на выборах будущего года коммунисты скорее будут подчеркивать свое отличие от других думских партий, в первую очередь – от ЛДПР, говоря, что именно они «настоящая и истинная оппозиция», чтобы прибрать протестный электорат к рукам», – подчеркнул Мухин. По его оценке, КПРФ нуждается в оппозиционном статусе, тем более что сейчас все остальные думские партии дают ей этот козырь в руки. «Так что необходимости в жесткой протестной риторике как таковой нет. Но все-таки им о ней совсем забывать не стоит. Коммунистам важно проскочить между «струйками дождя» – и с властью не рассориться, и привлечь внимание электората», – заметил Мухин.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «жесткая оппозиционная риторика на федеральном уровне сегодня в принципе невозможна для КПРФ» и что такую осторожную линию «диктует верхушка партии». Потому что иначе, во-первых, есть запредельные политические риски, а во-вторых, большинство избирателей левых из лояльного сектора считают, что «сейчас не время». Протестному же сегменту электората КПРФ, по его мнению, «и так все ясно». То есть не факт, что жесткая критика власти сейчас что-то даст партии, но зато может серьезно по ней ударить, поэтому «остается инерционная политика, в условиях ограниченного количества партийных брендов можно просто плыть по течению, все равно кто-то проголосует».
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков подчеркнул, что в КПРФ, как и в любой партии, есть разные позиции: «Зюганов и его окружение, во многом в силу возраста, стремится избегать рисков и опирается на взаимодействие с властью. У него есть внутрипартийные оппоненты, разные большие радикалы вроде Левченко или Бондаренко на местах, есть какие-то меньшие радикалы и в составе ЦК. Но им всем стоит учитывать, что полный отказ от риторики контрпозиционирования в перспективе может погубить партию». Гращенков согласился, что политически жесткая и протестная риторика сейчас невозможны на федеральном уровне. Но выход у партии есть, заявил он «НГ»: «Эксплуатировать образ защитника социальной справедливости в целом и поднимать острые региональные проблемы в частности. И хотя на федеральном уровне КПРФ не может сделать ставку на радикалов, не стоит отказываться от такого рода активистов в регионах. Выход для КПРФ в том, чтобы поднимать социал-демократическую тематику: проблемы медицины, образования, ЖКХ, а также – городские и экологические. То есть уйти от Ленина, Сталина и истории к современной политике, конкретным проблемам избирателей. Ну и в целом этой партии не помешало бы обновление федерального руководства».