0
863
Газета Политика Интернет-версия

09.02.2026 20:40:00

В конвойные помещения судов поступил приказ МВД

С 1 августа подозреваемым и обвиняемым будут создавать более приемлемые условия

Тэги: приказ мвд, конвойные помещения, порядок охраны подозреваемых и обвиняемых, экспертное мнение

Оnline-версия

приказ мвд, конвойные помещения, порядок охраны подозреваемых и обвиняемых, экспертное мнение Конвоирование подсудимых даже на непродолжительные заседания занимает немало времени. Фото агентства «Москва»

МВД России утвердило приказ, который регулирует порядок охраны подозреваемых и обвиняемых в конвойных помещениях судов. Этот документ стал ответом на указание Конституционного суда (КС) РФ о необходимости четко регламентировать условия пребывания в конвойках. Правозащитники и адвокаты долго вели за это борьбу, теперь решение ведомства они приветствовали. Хотя, конечно, данный приказ лишь частично закрывает нормативные пробелы, не меняя ситуации радикально, а еще вызывает вопросы с точки зрения финансового обеспечения его реализации.

Долгое время условия содержания в конвойных помещениях не были нормативно урегулированы. Это приводило к жалобам подозреваемых и обвиняемых на нарушения их прав, которые при этом затруднительно было отстаивать и защищать. Правозащитники неоднократно поднимали проблему конвоек, наконец на них обратил внимание и КС РФ.

Теперь МВД ввело приказ № 3, который вступит в силу 1 августа 2026 года. В этом документе детально прописаны, например, процедуры досмотра и обыска: все действия должны фиксироваться в протоколе, копия которого остается у конвоируемого. Также в приказе закреплены базовые гарантии на питание и медпомощь, отказ от которых тоже будут фиксировать документально. Эксперты, опрошенные «НГ», считают этот приказ МВД важным, хотя и неполным шагом к решению застарелой проблемы подвальных помещений судов, большинство которых изначально были плохо приспособлены для размещения там подозреваемых и обвиняемых.

Как напомнил «НГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Нвер Гаспарян, до принятия данного приказа многочисленные вопросы чаще всего разрешались произвольным образом, что влекло нарушение прав граждан. «Право на содержание в оборудованных помещениях, а не где придется, право на прием пищи, медпомощь, отправление религиозных обрядов, чтение книг – это безусловное достоинство документа», – подчеркнул он.

По мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Немовы и партнеры» Александра Немова, важное нововведение – это регламентация досмотров перед размещением в помещении временного пребывания, которые оформляются протоколами. Там можно, например, зафиксировать свои возражения, получив копию данного протокола, тем более что появился наконец и список запрещенных предметов. «Закрепили, что питание при конвоировании из мест содержания под стражей обеспечивает соответствующее учреждение. Прием пищи в перерывах заседаний, по просьбе – горячая и питьевая вода. Кроме того, детально сказано про медпомощь, а это всегда, на мой взгляд, была самая проблемная ситуация в судах», – подчеркнул Немов.

В то же время он заметил, что остался нерешенным вопрос о свиданиях адвокатов с подзащитными – отсутствуют гарантии доступа. То есть, с одной стороны, нормативное закрепление обязательности того же горячего питания в ожидании судебных заседаний действительно актуально. Однако, с другой стороны, реализация приказа скорее всего столкнется со сложностями – как финансовыми, поскольку расходы на это ложатся на ведомства, так и техническими, из-за того что в большинстве подвалов судебных зданий нет специальных помещений для приема пищи.

Адвокат Мартин Зарбабян напомнил «НГ», что защитникам хорошо известно: процесс конвоирования занимает целый день, даже если само судебное заседание длится пять минут. Эта особенность, как и типовое обустройство помещений временного пребывания в судах скорее всего создадут проблемы в реализации пунктов приказа о питании и приеме лекарств. Между тем в нем теперь закреплено, что тем, кто содержится под стражей и страдает заболеваниями, препараты непрерывного использования должны выдаваться строго по назначенному графику. И тут есть, конечно, вопрос о том, будут ли такие положения выполняться своевременно и неукоснительно, особенно если вспомнить о кадровом дефиците в конвойной службе. Да и в целом этот документ можно охарактеризовать как ведомственный акт общего характера, подчеркнул Зарбабян, поскольку в нем в большей степени содержатся отсылки к другим нормативным источникам. «Имеющийся дефицит нормативного регулирования в части условий нахождения граждан в конвойных помещениях суда, на который в свое время обратил внимание КС РФ, сначала должен быть восполнен законодателем, а потом уже ведомствами», – заметил он.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Легис Виа» Кристина Высоцкая настаивает, что, хотя приказ № 3 действительно снимает часть проблем, ситуации в целом радикально он не меняет. По ее мнению, самые спорные положения, касающиеся конвоирования, связаны с применением наручников фактически в «режиме по умолчанию», отсутствием стандартов обустройства самих судебных помещений. Формулировки об уведомлении родственников и раскрытии информации о здоровье подозреваемых и обвиняемых тоже недостаточно конкретны. Она заметила, что в результате общественного обсуждения концепция приказа, по сути, не изменилась, и предложения адвокатуры и правозащитников по наиболее острым проблемам «не получили прямого и адресного отражения». При этом, считает Высоцкая, изменения регулирования приведут к росту нагрузки на сотрудников конвоя, к увеличению сроков доставки заключенных в суды, а еще и к отсутствию единообразия правоприменения по регионам. 

Адвокат адвокатского бюро «След» Анастасия Первакова отметила, что появление нормативного документа позволит пресекать злоупотребления. Она указала «НГ» на попытки урегулировать прежде всего вопросы с питанием подозреваемых и обвиняемых и медпомощью им, включая разрешение брать с собой лекарства, что ранее могли и запретить. Важно и указание, что конвоиры будут обязаны оказывать первую помощь до приезда врачей. Кроме того, если человека увезли из суда в больницу, то необходимо будет уведомить его родственников.

Как сказала «НГ» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алена Гришкова, позитивен сам факт появления приказа МВД, который регулирует порядок охраны подозреваемых и обвиняемых, находящихся в конвойных помещениях судов. Правовой пробел приводил не только к несоответствию данных помещений минимальным бытовым потребностям и санитарно-гигиеническим требованиям, но и к невозможности добиваться восстановления ущемленных прав. В том числе и посредством возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием его представителями, подчеркнула Гришкова.

И напомнила, на какие условия содержания в «конвойках», которые явно умаляют человеческое достоинство, не раз указывали правозащитники. Это нарушение предельного времени непрерывного содержания и норматива площади на одного человека, а также санитарных правил при оборудовании отопления, водоснабжения и вентиляции санузлов. Это отсутствие в камерах медпомощи и питьевой воды, естественного освещения, столов для работы с документами и систем видеонаблюдения, наконец, невозможность обеспечивать надлежащее питание и физическую активность подозреваемых и обвиняемых.

Тем не менее, Гришкова подтвердила, что многие проблемы так и не нашли отражения во вновь установленных правилах. В частности, без внимания осталась возможность той же физической активности для лиц, которые проводят в конвойных помещениях по 7-8 часов без перерыва при ознакомлении с материалами дела и подготовке к судебному заседанию. Не был решен и вопрос, касающийся отсутствия свободного доступа к питьевой воде: в соответствии с приказом ее можно получить, как и ранее, только если обратится к конвоирам. А насущный вопрос о возможности конфиденциальной встречи адвоката с подзащитным непосредственно в конвойном помещении перед заседанием суда вообще полностью обойден в этом документе.

При этом утвержденная редакция приказа МВД от 21. 01. 2026 отличается от первоначального его проекта, который был вынесен на общественное обсуждение 20 ноября прошлого года. Как заметила Гришкова, тот «предусматривал больше гарантий лицам, содержащимся в конвойных помещениях». Скажем, возможность хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу, использовать письменные принадлежности и даже технические устройства для чтения электронных книг, которые не имеют выхода в интернет. Предполагалось также разрешить, к примеру, пользоваться в «конвойках» литературой из библиотеки СИЗО, отправлять религиозные обряды, имея с собой соответствующие книги и предметы культа. Гарантировалось и вежливое обращение со стороны сотрудников полиции. Как эта, так и ряд других гарантий были исключены из утвержденной редакции приказа. Так что Гришкова подтвердила, что оставшиеся за пределами документа проблемы требуют дальнейшего внимания с той целью, чтобы все-таки обеспечить тем, кто содержится в конвойных помещениях, необходимые для жизнедеятельности условия.



Читайте также


"Дело алтайских коммунистов" вовсе не закрыто

"Дело алтайских коммунистов" вовсе не закрыто

Дарья Гармоненко

Руководство партии смогло защитить региональных активистов только от арестов

0
2314
Верховный суд РФ указал на процессуальные истины

Верховный суд РФ указал на процессуальные истины

Екатерина Трифонова

При оформлении административных протоколов нельзя забывать о правах граждан

0
2332
Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
2308
Верховный суд России пытается запретить автоматические решения

Верховный суд России пытается запретить автоматические решения

Екатерина Трифонова

Сокращение размера компенсации за моральный вред должно быть обоснованным

0
1904