0
1684
Газета Печатное дело Интернет-версия

17.01.2001 00:00:00

"Она победила ад"

Тэги: Керсновская, публикация, христианка, Одесса


Евфросиния Керсновская. Сколько стоит человек. Т. 1-й. - М.: Фонд Керсновской, 2000. 278 с.

Наконец-то началось издание знаменитых рукописных тетрадей Евфросинии Керсновской. О ней у нас знают лишь по альбому ее карандашных рисунков "Наскальная живопись", давно ставшем библиографической редкостью, да по одной-двум публикациям в журналах в начале 90-х.

Керсновская - христианка, и она постоянно подчеркивает это в своей книге. Так что повесть о ее жизни - это не только рассказ о ГУЛАГе, но история христианского сопротивления его кошмару.

"Она победила ад" - так озаглавил свое предисловие к немецкому изданию альбома рисунков Фроси писатель, переводчик и критик Лев Копелев. Даже если демифологизировать эту фразу, содержание жизни Евфросинии останется тем же: она всю жизнь боролась со злом внутри себя и вне, а зло в ХХ веке принимало самые фантасмагорические обличия.

Евфросиния Антоновна Керсновская (1907-1994) родилась в Одессе в дворянской семье. В годы Гражданской войны ее семья перебирается в Бессарабию, бывшую тогда частью Румынии. В 1940 году в Бессарабию вводятся советские войска, и начинается то же, что чуть ранее произошло в прибалтийских странах. Евфросинию с матерью как бывших помещиков лишают имущества и выгоняют из дома. Евфросиния, настоящая труженица, делает любую работу, чтобы прокормить себя и старую мать. Но механизм остракизма уже в действии. Вскоре от Евфросинии отворачиваются друзья, знакомые, просто односельчане. Последними отворачиваются работодатели: "Еще один урок: когда нельзя напугать напарника, то запугивают работодателя. Глупо! Нет, не глупо. Гениально!" - пишет Евфросиния. Однажды ночью за ней приходят шестеро вооруженных людей. Так начинается одиссея Евфросинии, которая продлится двадцать с лишним лет, только вместо Эгейского моря ей предстоит изучить безбрежную географию ГУЛАГа. Сначала ссылка в Сибирь, потом тайга и север; лесоповал, ИТЛ, работа в больнице, в морге, в шахте┘ Новое имя - "58 статья, пункт 10" плюс приговор к смертной казни за побег с заменой на десять лет лагерей.

В середине шестидесятых Керсновская "на воле" пишет о пережитом, рисует, делает авторские копии текста и рисунков, чтобы наверняка сохранить все это для потомков. Новая книга - первая в серии книг с текстами Керсновской. В ней рассказ о жизни в Бессарабии и о первых днях ссылки.

Керсновская - не писатель, ее проза, может быть, слишком проста и непритязательна. Керсновская - свидетель, как она сама определяет свою роль. Именно поэтому ее голос звучит предельно ясно и уверенно. Оно и понятно: свидетель не имеет права на неточность или ошибку, от его слов зависит очень многое. Она намеренно избегает таких слов, как "книга", "мемуары" по отношению к своим воспоминаниям. Для нее это "тетради", "листки, вроде выцветших фотографий".

Читать Керсновскую нелегко, так же как невозможно только пролистать альбом ее рисунков. Это чтение задевает. Задевает та внутренняя свобода, которая сквозит в любом ее рассказе. Отговорки о том, что это написано в старости, и о том, что память всегда избирательна, в данном случае не помогают. Приходится признать, что перед нами до конца искренний человек, не сломленный системой, вынесший из испытаний стойкость, волю и веру.

Опыт Евфросинии сродни опыту новомучеников, и не важно, к какой конфессии она принадлежала. Керсновская была человеком неконфессиональным и в каком-то смысле нерелигиозным. Но всю свою жизнь она жила верой и проходила любое испытание с поистине библейской глубиной. "Великий постриг совершился" - вспоминает она о последнем дне своей "мирской" жизни. Керсновская не злоупотребляет христианской терминологией, как часто бывает, когда пишут на подобные темы, поэтому удивительно сокровенно звучат в ее устах слова о крестном пути.

В наши дни многие говорят, что тема ГУЛАГа закрыта, а все главное сказано и написано. Опубликован весь Солженицын, Шаламов, Домбровский, Волков┘ Всякий знает, что "ГУЛАГ - это плохо! И зачем опять ворошить прошлое?". Но такая мысль - или глупость, или бред больного сознания! Это очень опасный симптом. Недавно автору этой рецензии попался в руки безобидный набор открыток "Соловки". Прекрасная печать, отличная бумага, профессиональные фотографии: вот соборы, вот природа, а вот монахи трудятся┘ И нигде ни одного упоминания о зловещем СЛОНе (Соловецком лагере особого назначения), унесшем жизни сотен тысяч людей. Открытки изданы при явном участии монастыря! А ведь кто как не христиане призваны "слышать время", быть чуткими к истории. Что уж тогда спрашивать с остальных.

В таком контексте издание тетрадей Керсновской - обнадеживающее начало нового века, но это и предостережение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1518
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1722
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1831
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4171

Другие новости