0
1413
Газета Печатное дело Интернет-версия

14.03.2001 00:00:00

Град Китеж вместо Третьего Рима

Тэги: ИNАЧЕ, эзотерический, трансгрессивный, журнал


ИNАЧЕ. Журнал начала века. # 4. 2001. 92 с.

После почти двухлетнего перерыва вышел новый, уже четвертый номер эзотерически-трансгрессивного журнала "ИNАЧЕ" (www.inache.net)

Автор проекта (именно так теперь принято выражаться) и главный редактор, осевший несколько лет назад в Петрозаводске, эзотерик и теоретик молодежной контр-культуры Вадим Штепа (о его книге "ИNВЕРСИЯ" см. "НГ-религии" от 22 сентября 1999 г.) переосмысливает сам жанр серьезного интеллектуального журнала по аналогии с дисками "продвинутых" рок-групп: дескать, настоящие, глубокие мысли собираются в статьи, а статьи - в журнал примерно за то же время, что и звуки собираются в композиции, а композиции - в диск, то есть за полтора-два года.

Несомненно, за последние несколько лет жанр большинства традиционных СМИ претерпел немалые изменения: иногда и журнал, и газета, и даже теленовости становятся лишь "демо-версией" соответствующего интернет-сайта.

Авторы четвертого номера "ИNАЧЕ" озабочены вопросом "перпендикулярного существования" в современном "обществе спектакля". Такая поведенческая модель вовсе не предполагает бегства от общества подобно Григорию Сковороде или "шестидесятникам"-хиппи (Сергей Корнев пишет по этому поводу: "уединение расслабляет, выпустив врага из поля зрения, рискуешь получить удар в спину"). Напротив, "перпендикулярное существование" предполагает осмысленную и непримиримую борьбу за Человека в его максимальной потенции, борьбу против тотальной доминации "Системы", против превращения, условно говоря, Личности в томагочи.

Главная культуртрегерская и экзистенциальная тема этого номера "ИNАЧЕ" - ситуация конца старого века / начала нового века, понимаемая не просто как смена календарных цифирей, но как смена глобальных парадигм бытия, как новые колоссальные возможности альтернативного развития. Причем речь идет даже о распаде традиционного великорусского этнического поля и о формировании нового этноса, условно называемого "китежанами": "Разница между Россией прошлого и Россией будущего столь же велика, как между Киевской Русью и Московской Русью, - это разные народы разные формы, которые соединяет только историческое преемство. Время Московской Руси прошло точно так же, как когда-то - время Киевской. Теперь в Киеве живут украинцы, малый народ. Такие же духовные "малороссы" сегодня олицетворяют то, что осталось от Московской Руси. Москва - это Малороссия XXI века┘ История великорусского этноса закончена┘ Россия ушла на дно как затонувшая подводная лодка".

Несомненное достоинство журнала - диалоги о глобальных мировоззренческих темах с ключевыми деятелями современной рок-музыки - Константином Кинчевым, Глебом Самойловым, Александром Непомнящим, Сергеем Калугиным. Любопытные "ощущения Крыма" представлены в монологическом потоке сознания Бориса Гребенщикова и в билингвном эссе Андрея Окары "Ориентация - Крым". Сергей Коренев в нескольких статьях на тему "Постмодерн-фундаментализм" вводит понятие "трансгрессора" - оружия против "симулякров". Не менее интересны и размышления Алексея Романовского, Сергея Дунаева, Алексея Цветкова, Валерия Кизилова.

Пребывание на Севере России не прошло бесследно для Вадима Штепы: его сайты и журнал обогатились новой трансгрессивной темой - беспоповским старообрядчеством. Дихотомия никонианства/старообрядчества рассматривается как противоборство двух эстетических парадигм - скучного, рационалистического, ограниченного классицизма и метафизически просветленного, духовно углубленного романтизма. Читателям предлагается отказаться от нетворческого стереотипа в отношении к старообрядцам как к мрачным и бородатым консерваторам, хватающимся за устаревшие атрибуты обряда и внешнего благочестия. Именно культура и мироощущение Выгорецкой пустыни и других беспоповских старообрядческих согласий представляются "младоверием" - наиболее адекватной формой современного духовного поиска и обретения Святой Руси, Нового Града - Китежа взамен овавилоневшегося Третьего Рима.

Нам уже доводилось в свое время сравнивать провокационный стиль мышления Вадима Штепы со стилем писаний протопопа Аввакума. За истекшие годы в его деятельности окончательно сформировалась новая тенденция - не отрицание актуального постмодернистского дискурса, но, наоборот, - попытка его "оседлания", более глубокого постижения с его помощью Традиции и метафизических тем. Новое время нужно понять, иначе рискуешь оказаться не его хозяином, а его рабом. Таким образом, Штепа-2001 похож скорее на основателя Выгореции и автора "Поморских ответов" Андрея Денисова, известного тем, что активно использовал весь культурный багаж никониан (даже тайно учился в Киево-Могилянской академии!) и "вписал" старообрядческую идеологию в интеллектуальный "формат" современного ему XVIII века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1112
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1049
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
728
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
884

Другие новости