0
1507
Газета Печатное дело Интернет-версия

14.03.2001 00:00:00

Град Китеж вместо Третьего Рима

Тэги: ИNАЧЕ, эзотерический, трансгрессивный, журнал


ИNАЧЕ. Журнал начала века. # 4. 2001. 92 с.

После почти двухлетнего перерыва вышел новый, уже четвертый номер эзотерически-трансгрессивного журнала "ИNАЧЕ" (www.inache.net)

Автор проекта (именно так теперь принято выражаться) и главный редактор, осевший несколько лет назад в Петрозаводске, эзотерик и теоретик молодежной контр-культуры Вадим Штепа (о его книге "ИNВЕРСИЯ" см. "НГ-религии" от 22 сентября 1999 г.) переосмысливает сам жанр серьезного интеллектуального журнала по аналогии с дисками "продвинутых" рок-групп: дескать, настоящие, глубокие мысли собираются в статьи, а статьи - в журнал примерно за то же время, что и звуки собираются в композиции, а композиции - в диск, то есть за полтора-два года.

Несомненно, за последние несколько лет жанр большинства традиционных СМИ претерпел немалые изменения: иногда и журнал, и газета, и даже теленовости становятся лишь "демо-версией" соответствующего интернет-сайта.

Авторы четвертого номера "ИNАЧЕ" озабочены вопросом "перпендикулярного существования" в современном "обществе спектакля". Такая поведенческая модель вовсе не предполагает бегства от общества подобно Григорию Сковороде или "шестидесятникам"-хиппи (Сергей Корнев пишет по этому поводу: "уединение расслабляет, выпустив врага из поля зрения, рискуешь получить удар в спину"). Напротив, "перпендикулярное существование" предполагает осмысленную и непримиримую борьбу за Человека в его максимальной потенции, борьбу против тотальной доминации "Системы", против превращения, условно говоря, Личности в томагочи.

Главная культуртрегерская и экзистенциальная тема этого номера "ИNАЧЕ" - ситуация конца старого века / начала нового века, понимаемая не просто как смена календарных цифирей, но как смена глобальных парадигм бытия, как новые колоссальные возможности альтернативного развития. Причем речь идет даже о распаде традиционного великорусского этнического поля и о формировании нового этноса, условно называемого "китежанами": "Разница между Россией прошлого и Россией будущего столь же велика, как между Киевской Русью и Московской Русью, - это разные народы разные формы, которые соединяет только историческое преемство. Время Московской Руси прошло точно так же, как когда-то - время Киевской. Теперь в Киеве живут украинцы, малый народ. Такие же духовные "малороссы" сегодня олицетворяют то, что осталось от Московской Руси. Москва - это Малороссия XXI века┘ История великорусского этноса закончена┘ Россия ушла на дно как затонувшая подводная лодка".

Несомненное достоинство журнала - диалоги о глобальных мировоззренческих темах с ключевыми деятелями современной рок-музыки - Константином Кинчевым, Глебом Самойловым, Александром Непомнящим, Сергеем Калугиным. Любопытные "ощущения Крыма" представлены в монологическом потоке сознания Бориса Гребенщикова и в билингвном эссе Андрея Окары "Ориентация - Крым". Сергей Коренев в нескольких статьях на тему "Постмодерн-фундаментализм" вводит понятие "трансгрессора" - оружия против "симулякров". Не менее интересны и размышления Алексея Романовского, Сергея Дунаева, Алексея Цветкова, Валерия Кизилова.

Пребывание на Севере России не прошло бесследно для Вадима Штепы: его сайты и журнал обогатились новой трансгрессивной темой - беспоповским старообрядчеством. Дихотомия никонианства/старообрядчества рассматривается как противоборство двух эстетических парадигм - скучного, рационалистического, ограниченного классицизма и метафизически просветленного, духовно углубленного романтизма. Читателям предлагается отказаться от нетворческого стереотипа в отношении к старообрядцам как к мрачным и бородатым консерваторам, хватающимся за устаревшие атрибуты обряда и внешнего благочестия. Именно культура и мироощущение Выгорецкой пустыни и других беспоповских старообрядческих согласий представляются "младоверием" - наиболее адекватной формой современного духовного поиска и обретения Святой Руси, Нового Града - Китежа взамен овавилоневшегося Третьего Рима.

Нам уже доводилось в свое время сравнивать провокационный стиль мышления Вадима Штепы со стилем писаний протопопа Аввакума. За истекшие годы в его деятельности окончательно сформировалась новая тенденция - не отрицание актуального постмодернистского дискурса, но, наоборот, - попытка его "оседлания", более глубокого постижения с его помощью Традиции и метафизических тем. Новое время нужно понять, иначе рискуешь оказаться не его хозяином, а его рабом. Таким образом, Штепа-2001 похож скорее на основателя Выгореции и автора "Поморских ответов" Андрея Денисова, известного тем, что активно использовал весь культурный багаж никониан (даже тайно учился в Киево-Могилянской академии!) и "вписал" старообрядческую идеологию в интеллектуальный "формат" современного ему XVIII века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1480
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1490
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
2084
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
1979

Другие новости