0
1831
Газета Печатное дело Интернет-версия

24.10.2001 00:00:00

"Во спасение нас, поющих"

Тэги: Свиридов, песнопения, молитвы, хор


Георгий Свиридов. Полное собрание сочинений. Песнопения и молитвы для хора без сопровождения. Национальный Свиридовский фонд. Москва-Санкт-Петербург, 2001

Вышел в свет 21-й том Полного собрания сочинений великого русского композитора Георгия Свиридова. В этот том вошли "Песнопения и молитвы" - последнее произведение, созданное Георгием Васильевичем.

Только что вышедшие из типографии ноты всегда вызывают волнение: новое произведение явилось в мир. Однако трудно передать чувство, с которым довелось первый раз взять в руки 21-й том свиридовского собрания...

"Песнопения и молитвы", написанные в 1991-1997 гг., занимают особое место в русской культуре. Это произведение, задуманное как творение грандиозного масштаба, словно музыкальный храм Христа (композитор до своей кончины успел написать примерно десятую часть), не имеет аналогов в истории культуры.

Конечно, сама по себе музыка обихода (то есть музыка, исполняемая на богослужениях в церкви), вообще духовная музыка в наши дни отнюдь не редкость. Более того, очень многие композиторы с охотой принялись сочинять в этом жанре сразу же после того, как он перестал быть запретным и сделался популярным. Однако столь глубокого художественного выражения Православного Духа - в некой сокровенной сути его, на огромной высоте творческого высказывания и человеческой мудрости - ушедший век, думается, не знал.

"Песнопения и молитвы" - это рубежное произведение на музыкальном пути России, потому что это не только итог творческого пути Мастера. Оно вершит и русский музыкальный век, тысячелетие. Когда-то начавшись с исходных основ духовной жизни - молитвы, певческого голоса, с ними на устах эти исторические периоды, таким образом, и завершились...

Содержательность музыки в сочетании со словами молитв "Песнопений" представляет собой колоссальное духовное единство. Ко всему прочему это и великое моление о нас - современниках: "Во спасение нас, поющих...", "Святый безсмертный, помилуй нас..." И духовный завет всем нам и нашим потомкам от Мастера, последнего русского музыкального художника тысячелетия, стоящего в ряду классиков. Свиридов, сочинив "Песнопения", создал как бы некое духовное хранилище, незаглушимый кладезь всего лучшего, что накопил наш народ в душе своей за века...

Нет ничего подобного в истории музыки строению этого сочинения, жанру. Подобно самому Писанию, "Песнопения и молитвы" как бы бесконечны по духу своему. Крайняя скупость средств, порой даже суровость, полное отсутствие "фарисеева многоглаголания", воистину храмовая величественность хоровой партитуры, небесная гармоническая красота музыки и какая-то "неизреченная" ее сокровенность... Подобно молитве, говорит эта музыка обо всем самом важном, касающемся человека, мира.

Это не скорбная музыка. Однако последнее "Аллилуйя" звучит несколько трагично. На исходе жизни композитор глубоко переживал происходящее в России, воспринимая свою эпоху как время убыли национального духа, распада великой страны, как огромную народную трагедию. На склоне лет, сознавая необходимость нравственного и художественного итога, со всей мощью Дара своего, со всем пылом сердца, до остатка отданного людям, родине, он прибег к тому, к чему только можно и должно было прибегнуть православному человеку в трудный час - к молитве.

Как уже говорилось, произведение не было закончено, композитор очень сложно и кропотливо искал его итоговую форму. Огромное количество хотя и завершенных, но разобщенных фрагментов музыки одной и той же вещи, из которых нужно было составлять единое сочинение, создали для редакторов тома огромную трудность. Большой проблемой долгое время оставался вопрос: как, в каком порядке выстроить произведения в форму? И благодаря большой исследовательской работе, проведенной президентом Свиридовского фонда музыковедом А.С. Белоненко, тайны Мастера оказались в значительной степени разгаданными. Вклейка в томе с изображением свиридовского автографа, в котором излагается общий план "Песнопений и молитв", - это воистину символический манускрипт...

Каждому исполнителю, да и вообще человеку, интересующемуся русской культурой, необходимо непременно прочесть в сборнике вступительную исследовательскую статью А.С. Белоненко. Это не только подробнейший исторический и музыковедческий анализ произведения, причем выполненный любовно, от сердца, но и свод строк из дневника композитора, объясняющего очень многое в его авторском настрое. Эти слова, наполненные глубочайшей и неподкупной мыслью, истинно слова Старца, значат очень много - не меньше, чем сама музыка.

В суете, повседневной сутолоке, в бесконечном море наших проблем - от житейских до глобально-мировых - все же не должно пройти незамеченным это выдающееся событие в российской духовной и культурной жизни. Ибо родина наша покуда жива и, дай Бог, молитвами и песнопениями дальше жива будет...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1980
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1871
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1456
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1301

Другие новости