0
1564
Газета Печатное дело Интернет-версия

03.03.2004 00:00:00

Рассказы шведского духовидца о загробном мире

Тэги: Сведенборг, тайны небесные


Эмануэль Сведенборг. Тайны небесные. Перевод Е.Ю. Возовик. - М.: АСТ. 2003, 555 с.

Эмануэль Сведенборг - знаменитый шведский ученый и богослов XVIII в. - среди широкой публики более всего прославился даром ясновидения. До 55 лет Сведенборг отдавал все свое время изучению естественных наук и службе по горнорудному делу, приобрел известность как знаток минералогии, физики, механики, физиологии, был избран (в 1734 г.) почетным членом Петербургской академии наук.

"Тайны небесные" - первый и главный богословский труд этого разносторонне одаренного человека. Написанный по-латыни и изданный в Лондоне в 8 томах с 1749 по 1756 г., он содержит чрезвычайно подробное толкование первых двух книг Ветхого Завета. В русском переводе вышел лишь первый том. Сведенборг имел свой личный опыт христианского откровения и стремился возродить христианство в эпоху нараставшего неверия и плоского рационализма. Он проницательно разглядел опасность атеизма в протестантской доктрине спасения "только верой" и в чрезмерной политизированности католичества. Недоброжелатели называли его шарлатаном и сумасшедшим, некоторые епископы Лютеранской Церкви Швеции пытались объявить его еретиком.

Для Сведенборга Библия есть воистину Слово Божие, в котором нельзя изменить ни одной буквы. Священное Писание заключает в себе внутренний, духовный смысл, который соответствует внутренней, или небесной, глубине в человеческом знании и опыте. И вот главный тезис богословия Сведенборга: все во внутреннем мире человека имеет параллели в мире внешнем, сокровеннейшие тайны духа выписаны на поверхности материального бытия, духовная реальность явлена в бесконечном разнообразии жизни.

Библейский рассказ о творении повествует в действительности о созревании человеческой души, а венец творения Эдем - аллегория вечного мира и покоя, обретаемых в состоянии богочеловечества. Вот еще несколько примеров комментаторского подхода Сведенборга: грехопадение означает плененность ума страстями (символизируемыми Евой), Потоп - океан лжи и порока, Вавилонская башня символизирует притязания "природного человека" подменить собой Бога.

Выстраивая свое учение о "соответствиях" между духовным и материальным мирами, Сведенборг настаивает на необходимости опыта богообщения в человеческой душе. Для него человек должен принять Бога свободно и разумно. Слепая вера и догматическая уверенность в своей правоте, видения и внушения скорее отвращают человека от Бога, нежели приближают к нему. Познание истины предполагает помимо прочего и телесное здоровье, которое дает наиболее полное и точное восприятие действительности.

В то же время путь к спасению не закрывает даже заблуждения, если оно проистекает из искренней любви к небесной истине. Спасены будут все, кто обладает духовным здоровьем, то есть руководствуется любовью и разумом. По Сведенборгу, человек спасается только милостью Божьей, но выбирает свою судьбу сам. Рай и ад - состояния души, в своем роде совершенно реальные. Неудивительно, что в наше время последователи Сведенборга особенно активны в разработке христианского пути личного совершенствования. Поскольку внутренняя глубина в человеке имеет соответствия в его внешнем образе, нет нужды бежать от мира.

Для Сведенборга идеал духовной жизни есть согласие разнородных начал: внутреннего опыта и внешнего действия, ума и чувства, воли и созерцания. Супружество и полнокровная жизнь в обществе полнее выражают этот идеал, нежели монашеское уединение.

Помимо начальных глав Ветхого Завета Сведенборг применил свой метод прочтения Библии к Апокалипсису. Он утверждал, что второе пришествие Христа состоялось уже при его жизни как событие в духовном мире, которое имеет свои признаки в мире природном и в человеческой истории. Имеющий глаза да увидит. Рассказы шведского духовидца о загробном мире, собственно, и составляют содержание этого последнего откровения. Они открывают в христианском богословии новую перспективу, помогая, в частности, понять, как "воздать Богу богово, а кесарю кесарево", не смешивая, но и не противопоставляя одно и другое.

Наследие Сведенборга напоминает о том, что нужно не только возвращать людей в церкви, но и возвращать церковь в человеческую душу. Для тех, кто хочет понять, как это сделать, Сведенборг, несомненно, будет очень полезным собеседником и наставником.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2286
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5090
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2805
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3233

Другие новости