0
1784
Газета Печатное дело Интернет-версия

21.04.2004 00:00:00

История исламской мысли, увиденная в Зеркале,

Тэги: Игнатенко, зеркало, ислам


А.А. Игнатенко. Зеркало ислама. М.: Русский институт, 2004, 216 с.

Каждая книга видного российского арабиста и исламоведа Александра Игнатенко - всегда событие не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. Всем, кто интересуется исламом и исламской мыслью, он известен такими книгами, как "Ибн-Хальдун" (М.: "Мысль", 1980); "Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. История, идеология, деятельность" (М.: "Наука" 1988); "В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья" (М.: "Мысль", 1989); "Как жить и властвовать. Секреты успеха, добытые в старинных арабских назиданиях правителям" (М.: "Прогресс-Культура", 1994).

В своей новой монографии автор впервые в мировой литературе выявляет понятие Зеркало в качестве важной константы или, по его словам, "системообразующего концепта" исламской культуры. Игнатенко уже давно работает в жанре сквозной проблематики, когда в качестве объекта изучения берется широкая тема, более или менее общая для различных школ и мыслителей классической арабо-исламской культуры.

Исключительно интересная и одновременно сложная задача для любого востоковеда - выяснить, как и почему эволюционировала исламская теология, философия, этика, правоведение и т.д. Здесь важно не впасть в европоцентризм, с позиций которого история ислама и исламской мысли трактуются как некое повторение соответствующих культурных процессов на Западе (вспомним часто встречающиеся вульгарные рассуждения об исламе как "молодой" религии). Но нельзя и проигнорировать то общечеловеческое содержание, которое делает исламскую теоретическую мысль неотъемлемой частью мировой культуры.

Интеллектуальная история ислама - это постоянное продуцирование текстов, имеющих целью понять и разъяснить Писание (Коран) и Предание (Сунну). Современные брошюры, претендующие на то, чтобы разъяснить суть ислама на нескольких десятках страниц (а нередко и того, что есть "истинный ислам"), на самом деле деформируют и обедняют его. Они отсекают мусульман от исключительно богатого, хотя внутренне противоречивого и в интеллектуальном отношении конфликтного, наследия, которое на самом деле и составляет неотъемлемую часть того, что в своей совокупности называется исламом.

Именно доскональное знание текстов позволило Александру Игнатенко открыть новую страницу в исламоведении - выявить категорию Зеркало. Представление о его свойствах во многом определяло характер, направление и формы эволюции этики, гносеологии, онтологии, эсхатологии, космологии у мусульман. Сложно переплетающиеся между собой линии эволюции исламской мысли простирались от простейших форм метафоризации Зеркала (например, "человек - Зеркало другого человека") до концепции Совершенного Человека как Божественного отражения в Зеркале мира. От попыток понять, как человек видит с использованием глаза-Зеркала, в который поступают нетелесные образы, до утверждений о том, что человек пребывает в Зеркале, будучи окружен не вещами и существами, а плоскими, двумерными образами. От попыток ответить на вопрос о том, что же именно видит человек в Зеркале (ответ "собственный образ" принимался далеко не всеми исламскими мыслителями), до объяснения единства и различия монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама). От объяснения сновидений до космологии, в которой важнейшую роль аккумулятора и трансформатора "образов" (не путать с "идеями") играет особый промежуточный мир, тоже являющийся Зеркалом и посредником между миром телесно-событийным и миром неизменным и божественным.

Читатель, даже хорошо знакомый с исламской мыслью, узнает много интересного. Например то, что отдельные исламские мыслители трактуют арабский язык как язык, в котором нет метафор, а есть только буквальные конкретные значения. Что касается Зеркала, то некоторые теологи использовали его в целях апофатики, то есть доказательства отсутствия у Бога свойств, присущих сотворенным существам. В качестве Зеркала рассматривался и воздух. В книге можно найти предположения средневековых мыслителей относительно местонахождения Рая и отсутствия у него свойства размерности. Порой складывается впечатление, что читаешь приключенческий роман - так много здесь неожиданных поворотов сюжета, ярких персонажей и загадок, не сразу получающих объяснение. И действительно, эта книга - о приключениях человеческой мысли.

Новое исследование объединяет с предыдущими книгами автора обширная эрудиция, необычайная скрупулезность и, пожалуй, самое главное - удивительное сочетание глубокого философского анализа с изящным и легким стилем изложения. Наверное, именно для того, чтобы донести до русскоязычного читателя все богатство исламской спекулятивной мысли, Александр Игнатенко посвящает книгу Хорхе Луису Борхесу, цитируя эссе этого аргентинского писателя, в которых тот исследовал, как сам он выражался в одном из своих стихотворений,

Исламское наследие, теперь

Тебе и мне доставшееся┘

И отнюдь не чуждым персонажем книги, посвященной исламской спекулятивной мысли эпохи Средневековья, оказывается Дон Кихот из Ламанчи. (Александр Игнатенко трактует произведение Сервантеса как художественное исследование столкновения двух культур - исламской, "мавританской" в терминах эпохи, и европейской.) Эти обращения к западному культурному опыту призваны помочь осознанию читателем того, насколько сложно и трудно понять исламскую культуру - при том что так много общего в двух культурах, всегда пребывавших в контакте. Даже деревянного конька Клавиленьо автор рассматривает как "угасающую реминисценцию тех волшебных скакунов, которые несли по небу суфийских вали-святых".

Однако, как представляется, автор излишне категоричен в утверждении о том, что эти две культуры кардинально отличаются одна от другой, будучи разнонаправлены. "Как в Зеркала смотрятся одна в другую две культуры - похожие и разные, будто бы состоящие из одних и тех же элементов, но непроницаемые одна для другой, как непроницаемым является Зеркало" (стр. 169). Не совсем корректно, как нам кажется, автор представляет судьбу Аристотелевской логики в западной и исламской культурах, когда эта логика изображается доминирующей в первой и вытесненной во второй. Ведь, если рассматривать конкретно историю двух культур, выяснится, что Аристотелевская логика стала преобладающей в исламской теологии после XII-XIII вв., а на латинском Западе именно отказ от этой умозрительно-дедуктивной логики в пользу индуктивно-эмпирической логики (via moderna) открыл путь для новоевропейской культуры с ее инновационизмом и техницизмом. Таким образом, Аристотелевская логика, в которой автор усматривает эпистемологию универсального, проспективного и инновационного и которой противопоставляется исламская логика в качестве эпистемологии индивидуального, ретроспективного и традиционалистского, отнюдь не составляет доминанту западной культуры. Вместе с тем именно дискуссия, в которую вовлекают новаторские и смелые культурологические идеи Александра Игнатенко, может оказаться одной из самых примечательных черт его увлекательного "Зеркала ислама".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1477
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1686
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1791
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4108

Другие новости