0
1446
Газета Печатное дело Интернет-версия

07.07.2004 00:00:00

Первый том догнал второй

Юрий Табак

Об авторе: Юрий Михайлович Табак - историк и журналист.

Тэги: современность, религия, жизнь, россия


Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.1. М.: Логос, 2004, 328 с. Т.2. М.: Логос, 2003, 479 с.

Издательство "Логос" выпустило долгожданный первый том справочника "Современная религиозная жизнь России". Читатели уже имели возможность ознакомиться со вторым томом, который увидел свет годом раньше и содержал сведения о протестантских деноминациях в России. В самом факте нарушения формальной очередности выхода томов кроется некая тайна. Непонятно, почему основные христианские Церкви и религиозные организации заинтересовали составителей только во вторую очередь. Второй том охватывает сведения о протестантских деноминациях в России, а первый - о православных, католиках, старообрядцах, армянах и ассирийцах, а также о духовном христианстве. Кстати, не совсем ясно, почему глава о последнем не включена в состав предыдущего второго тома. Сами авторы издания пишут о том, что духовное христианство "объединяет различные течения протопротестантского толка".

И еще один действительно серьезный вопрос, может прийти в голову читателю: почему из "Современной религиозной жизни России" выпали важнейшие ее составляющие, как ислам, иудаизм, буддизм, не считая другие многочисленные религиозные движения и группы? Ведь само название сборника обязывает учитывать всю полноту религиозной российской жизни, да и авторы ставят своей целью "дать информационно-аналитическое описание современной религиозной жизни России". Спешу успокоить читателя: в последующих томах (всего их предполагается выпустить шесть) эта задача будет решена. К сожалению, составители сборника нигде об этом не сообщили, и у читателя может сложиться впечатление, что сборник ставил своей целью освещение только христианских исповеданий России.

Кроме того, серьезным недостатком также следует признать отсутствие сколько-нибудь ясно обозначенных критериев отбора тех христианских конфессий, деятельность которых нашла отражение в сборнике. Например, ничего не сказано о действующих на территории России меннонитских, пресвитерианских общинах, Новоапостольской Церкви, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Греко-Католической Церкви, Коптской Церкви. В разделе "Пятидесятничество и харизматическое движение" не упомянуты такие пятидесятнические толки, как "пятидесятники-сионисты", "мурашковцы", "субботствующие пятидесятники". В раздел "Евангельское христианство" не попали "чуриковцы", "Церковь полного Евангелия". Подобных примеров можно привести множество. Несомненно, авторы руководствовались своими соображениями и, наверное, испытывали понятные трудности при отборе и составлении материала (частично они указаны в предисловии к первому тому), но неплохо было бы поделиться этими соображениями с читателями.

Вместе с тем нельзя не признать, что при всей возможной критике опубликованных в сборнике материалов, его выход - событие, чрезвычайно значимое для России. Пожалуй, впервые в таком объеме собраны сведения о разнообразных сторонах жизни и деятельности многих религиозных объединений в России. И важно не только то, что авторам удалось систематизировать многочисленные данные, вообще отсутствовавшие в литературе или освещавшиеся крайне скупо, составители сборника заявили о своей приверженности к интегральному подходу. Они попытались максимально полно (насколько это вообще позволяет объем и цель сборника) осветить все аспекты деятельности религиозных объединений. В предыдущих изданиях такого рода упор делался на историю, богословские воззрения, влиятельность позиций той или иной общины.

В данном сборнике обстоятельно анализируются межконфессиональные отношения, взаимоотношения с властями, внутренние конфликты. Представленные материалы в большой степени ориентированы на практические нужды социологов и религиоведов. Не случайно в материалах, посвященных каждой общине, содержатся адреса и телефоны их представителей. Разумеется, телефоны могут измениться, особенно у малочисленных религиозных организаций, нередко испытывающих сложности с регистрацией и арендой помещений. Но сам по себе факт максимальной конкретизации в исследованиях авторов сборника дорогого стоит.

Не стали авторы избегать и столь актуальной и болезненной темы в современной религиозной жизни России, как конфликты альтернативных Православных Церквей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Без анализа этих конфликтов невозможно понять проблемы нынешней религиозной жизни. И хотя эта тема неоднократно поднималась в прессе, конфликты рассматривались скорее либо как частные случаи взаимоотношений конкретных религиозных организаций с РПЦ МП, либо в качестве иллюстрации к анализу несовершенства нынешнего законодательства, регламентирующего деятельность религиозных организаций. Авторам сборника удалось представить объемную картину противоречий с магистральным православным течением в самых разных аспектах - канонических, богословских, экономико-юридических. Таким образом, у социологов и религиоведов появляется хороший источник для широкого обобщенного анализа межконфессиональной жизни российских христиан.

Разумеется, оценки многих явлений и, в частности, богословских позиций той или иной религиозной группы (особенно это относится к малочисленным протестантским деноминациям) с позиций светского академического исследования, а именно таковым является опубликованный двухтомник, часто даются впервые и, несомненно, могут стать объектом полемики, что совершенно естественно. Иногда приведенные факты не подвергаются анализу, хотя многие любопытные закономерности бросаются в глаза. Любопытен факт принадлежности евреев к целому ряду альтернативных Православных Церквей. Особенно этот факт интересен на фоне сведений, приведенных авторами, что 30% российских евреев относят себя к православным.

Эти и многие другие, более существенные вопросы ждут своего анализа и разрешения. Изданный сборник открывает в этом плане широкие перспективы. В качестве наиболее очевидной задачи можно указать на необходимость обратиться к деятельности других религий и религиозных течений на территории России. А пока следует поблагодарить авторов и составителей сборника за огромный и ценный труд. И присоединимся к одному из составителей сборника С. Филатову, выразив особую благодарность Кестон институту в Оксфорде, принимавшему участие в издании. Еще при советской власти этот институт был известен своей правозащитной деятельностью и исследованием проблем религии и государства в СССР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1602
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1521
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1291
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1465

Другие новости