0
1306
Газета Печатное дело Интернет-версия

17.11.2004 00:00:00

Свобода как дар и испытание

Тэги: Понтифик, книга, память, идентичность


Недавно на Франкфуртской книжной ярмарке глава службы печати Святого Престола Хоакин Наварро Вальс и Ферруччо де Бортоли, председатель правления итальянского издательства "Риццоли", сообщили присутствующим, что Папа Иоанн Павел II написал новую книгу "Память и идентичность". Однако ее полный текст выйдет в свет лишь весной 2005 года. Посетителям ярмарки и прессе были представлены некоторые ее фрагменты.

По словам представителей Ватикана, книга "созревала" в течение 20 лет. Она основана на беседах с двумя польскими философами, с которыми главу Католической Церкви связывали узы дружбы, - ныне покойным Юзефом Тишнером и Кшиштофом Михальским. Диапазон тем, затрагиваемых в книге, очень широк: современная демократия, свобода, права человека, отношения между Церковью и государством, "идеология зла" и "плоды добра" и, наконец, "тайна человека", тема, постоянно присутствующая как в пастырских проповедях, так и в литературно-философских произведениях Понтифика.

Основу книги составляют размышления Иоанна Павла II о трех политических режимах Европы, господствовавших в ней в минувшем веке: демократии, нацизме и фашизме, причем последние два рассматриваются как проявления "зла" применительно к устройству человеческого общества. Однако и демократия сама по себе является пустой скорлупой, если отвлекается от моральных ценностей. "Если свобода, - пишет Понтифик, - перестает быть связанной с правдой и начинает ставить правду в зависимость от себя, то возникают логические предпосылки для губительных последствий, масштабы которых порой непредсказуемы".

Свобода, подчеркивает Иоанн Павел II, дается человеку "как дар и одновременно с этим как испытание". Для подкрепления своей позиции глава Католической Церкви ссылается не только на Священное Писание, но и на мнения многочисленных богословов, философов и писателей, от Аристотеля до Фомы Аквинского, от Гете до Достоевского. "В истории христианства нет недостатка в тех, кто в разной форме отдал жизнь за ближнего своего и сделал это, следуя примеру Христа. ХХ век - век христианских мучеников, как в Католической Церкви так и в других церковных общинах".

Судьба христианских мучеников дает повод Иоанну Павлу II говорить о "тайне зла", воплотившейся в недавней истории Европы, в диктатурах фашизма и коммунизма. Сразу после войны, рассказывает Папа, "я думал про себя: Господь отпустил нацизму двенадцать лет существования, и после двенадцати лет эта система рухнула. Очевидно, таковым был лимит, назначенный Провидением такому безумию". И добавляет: "сразу же стало понятно, что коммунизм продлится дольше, чем нацизм. Это наводило на мысль о том, что зло было в какой-то степени полезным, поскольку создало условия для добра". Понтифик, цитируя "Фауста" Гете, напоминает, что дьявола можно охарактеризовать и как "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".

Из таких рассуждений явствует, что к этой книге нельзя подойти как к обыкновенному произведению по философии истории, хотя она, несомненно, принадлежит именно этому жанру. "Память и идентичность" можно понимать только в перспективе глубокой веры, ибо ничто в мире не происходит случайно, а все регулируется Божественным Провидением. Его пути, правда, "неисповедимы", но всегда беспрекословно логичны, так как зло позволяет добру проявиться во всем своем ослепляющем свете. Без этого "кода" книга Иоанна Павла II может показаться даже наивной. Только наличие глубокой веры возвращает ей всю глубину мысли.

"Память и идентичность" уже пятая книга, опубликованная Иоанном Павлом II. В мае этого года появился его автобиографический очерк "Встаньте, пойдем!", посвященный его 20-летнему епископскому служению в Кракове. Годом раньше вышел из печати его поэтический сборник "Римский триптих", разошедшийся более чем миллионным тиражом. Самая популярная книга, принадлежащая перу Понтифика, - это "Переступить порог надежды", ее тираж превысил 20 млн. экземпляров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2313
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5133
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2838
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3275

Другие новости