0
3081
Газета Печатное дело Интернет-версия

17.05.2006 00:00:00

Практическое богословие Карла Ранера

Тэги: ранер, основание веры


Карл Ранер. Основание веры. Введение в христианское богословие/ Пер. с нем. (Сер. «Современное богословие»). – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 662 с.

Книга «Основание веры», впервые опубликованная в 1976 г. за несколько лет до смерти автора, стала итогом длительной работы, начавшейся еще в годы II Второго Ватиканского собора.

Собор постановил, что во всех богословских институтах необходим предмет «введение в христианство», чтобы «воспитанники усвоили значение церковных дисциплин, их порядок и их пастырскую цель». Ранер преподавал новый предмет два года, в том числе в университетах Мюнхена и Мюнстера. Его работа «Основание веры» родилась именно в результате этих занятий.

Вот, что пишет автор об основной цели своего труда: «Эта весть должна быть заново понята и сведена к некоему «понятию»; нужно постараться привести христианство (не умаляя его уникальности и несравнимости ни с чем другим) в соответствие с умственным горизонтом современного человека».

Иначе говоря, цель Карла Ранера – ответить на вопрос: «Что есть христианин и почему в наши дни можно быть христианином, не теряя при этом интеллектуальной честности?»

Перед нами не легкое чтение. Ранер ожидает от своих читателей, что они являются христианами, имеющими некоторую богословскую подготовку и не боящимися «напряженности понятия». Он рассчитывает на тех, кто не остается при размытых понятиях о христианстве, но способен проникнуть в суть диалога между Богом и человеком.

Ранер предполагает, что его читатели обладают личной верой в «ее нормальной церковной форме». Имеется в виду вера не как некая религиозная эмоция, а вера как жизнь, целиком построенная на личной встрече с Христом, которая обязательно переживается в церковной общине.

Автор уверен, что нельзя говорить о Боге без человека и, наоборот, о человеке без Бога. Он исходит из того, что человек – одновременно материальное и духовное существо, тело и душа, индивидуум и социальное существо. Мы не можем понять нашу повседневную жизнь, исходя только из опыта ее самой. Он уверен, что в человеке существует нечто изначально более фундаментальное, позволяющее ему понимать самого себя.

Богослов имеет в виду радикальную открытость человека всему бытию и Богу. «Есть вопросы, которые доминируют изначально и определяют также результат; есть и вопросы, которые не отрицают того, кто их ставит, но оставляют место для ответа, который не предустановлен исследователем. Речь идет о трансцендентальных вопросах, или о тех вопросах, которые не закрывают возможность новизны, неожиданного углубления. Конечно, такого рода вопросы не дают уверенности и определенности, расчета, и так далее (┘) но больше обращают внимание на встречу с другим человеком, требуют нового поведения и уважения».

Трансцендентальный опыт, или опыт Бога – это нечто большее, чем познание Бога посредством рациональных доказательств. Именно на этом «нечто» основана возможность рациональных доказательств.

Речь идет не о неком особом опыте наряду с другими видами опыта, но о радикальном измерении каждого духовного опыта личности, то есть опыта любви, верности, надежды. Ранер уверен, что этот опыт доступен каждому, кто честно использует свой разум и свободу. Однако, если кто-то лишен свободы и познания, тот лишен самого Бога.

Тем не менее опыт познания Бога возможен, так как человек является существом, превосходящим самого себя. Вектор его познания мира направлен на Бесконечное, что и является опытом Бога, или, в более привычных терминах, благодатью. Ранер предлагает три пути обретения такого опыта: любовь к ближнему, опыт смерти и надежду на абсолютное будущее.

Наша надежда на то, что любовь, отношения с людьми и жизнь сохранятся и после смерти, оправданна только в том случае, если существует человек, в жизни которого смерть была не последним, а только предпоследним словом. Таким человеком является именно Иисус Христос, а основание надежды – Его воскресение.

Итак, трансцендентальный опыт – это жизнь согласно заповеди любви: любви к Богу и ближнему. Поскольку трансцендентальный опыт доступен каждому, Ранер убежден, что задача Церкви – помочь открыть его людям. Если Церковь проповедует только свое учение и не связывает его с конкретной жизнью, то она не выполняет миссии, вверенной ей Богом.

Ранер уверен, что богословие должно быть направлено на прояснение подлинного образа Бога. Это не отрицает, а наоборот, требует серьезной и глубокой рефлексии и научного подхода, которые, однако, не являются самоцелью. Смысл богословия – в служении миру и человеку, в возможности практического применения его достижений.

Читая книгу «Основания веры», можно почувствовать желание автора показать, что жизнь каждого человека связана с Богом и что только в Нем, открывшем свое лицо в Иисусе Христе, она обретает настоящий смысл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1454
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1469
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
2041
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
1943

Другие новости