0
5447
Газета Печатное дело Интернет-версия

20.02.2013 00:00:00

Записки из оккультного подполья

Юрий Халтурин

Об авторе: Юрий Леонидович Халтурин - кандидат философских наук, независимый исследователь.

Тэги: ссср, мистика


ссср, мистика

The New Age of Russia: occult and esoteric dimensions/ed. By Birgit Menzel, Michael Hagemeister, Bernice Glatzer Rosenthal. – Munchen-Berlin: Verlag Otto Sagner, 2012. - 488 с.

«Таинственность повышает цену изучаемого», – писал Плутарх. Книга «Русский Нью-Эйдж: оккультные и эзотерические измерения» посвящена именно таинственным аспектам русской культуры XX века, и ценность ее несомненна для любого, кто интересуется не только историей эзотеризма в России, но и историей русской культуры вообще. Это новаторское исследование выводит на свет скрытые, иногда сознательно вытесняемые и подавляемые официальным научным, религиозным и политическим дискурсом аспекты российской интеллектуальной истории.

Книга представляет собой сборник статей российских и зарубежных авторов. Назовем лишь некоторые имена: филолог Биргит Менцель, изучающая русскую литературу времен перестройки; историк Михаэль Хагемайстер, специалист по философии Николая Федорова, соавтор Бориса Гройса по книге «Биополитическая утопия в России»; профессор Бернис Глатцер Розенталь, автор и редактор книг о роли Ницше в русской и советской культуре, а также об оккультизме в советской и российской культуре; литературовед Марина Аптекман, изучающая влияние каббалы на русскую литературу; профессор Марк Седжвик, ведущий специалист по традиционализму; Константин Бурмистров, специалист по влиянию еврейской мистики на европейскую и русскую культуру, написавший интересную книгу «Ибо он как огонь плавильщика: каббала и алхимия»; Олег Шишкин, автор научно-популярных книг о Гурджиеве, Рерихе и оккультных аспектах советской власти.

В чем же заключается ценность данного издания? Во-первых, это единственное полностью академическое исследование оккультных и эзотерических аспектов русской культуры XX века. Стоит отметить, что академизм данного издания иногда идет вразрез с политкорректностью и носит провокационный характер, что делает книгу более живой и интересной. Например, в статье Маркуса Остеррайдера о политической активности Николая Рериха доказывается связь последнего с советскими спецслужбами, всячески отрицаемая и замалчиваемая официальными представителями Рериховского общества.

Во-вторых, уникальность книги состоит в том, что история русского эзотеризма в XX веке впервые рассмотрена в ней комплексно, благодаря чему создается целостный образ «эзотерической России» – от первой русской революции до постсоветского периода. Читатели cмогут узнать о том, какое влияние эзотеризм и оккультизм оказали не только на науку, философию и религию, но и на индустрию развлечений (желтая пресса, беллетристика, кинематограф); литературу (от рерихианских увлечений Ивана Ефремова до оккультного переосмысления революции в романах российских постмодернистов); политику (связи оккультистов с советской разведкой, евразийский проект Александра Дугина).

В-третьих, особую ценность книге придает компаративистский подход: отдельная, четвертая часть книги посвящена сопоставлению российского и западного эзотеризма. На наш взгляд, наибольший интерес в этом плане представляет статья Биргит Менцель из второго раздела книги, в которой анализируются различия между российскими и западными формами Нью-Эйдж. С ее выводами можно спорить, однако они представляют несомненный интерес. Среди особенностей русского эзотеризма автор называет следующие характеристики: 1) трансляция эзотерических идей через элитарную, а не массовую культуру; 2) прямой контакт с традиционными мистическими учениями, распространенными в Бурятии, Тибете, на Кавказе, в Центральной Азии; 3) связь оккультных исследований с официальной советской академической наукой; 4) доминирование мужчин в «оккультуре», что привело к снижению роли тела, эроса и сексуальности по сравнению с западным оккультизмом (за редкими исключениями, которые ярко описаны в статье Биргит Менцель).

Наконец, тематика книги отнюдь не является чем-то экзотическим и маргинальным, живо перекликаясь с современной действительностью и вечными «экзистенциальными» вопросами. Участники «оккультного подполья», о котором главным образом идет речь в книге, выработали альтернативный образ жизни, своего рода третий путь русской культуры XX века (наряду, скажем, с официальной советской культурой и подпольной диссидентской). Вот как описывает центральную тему сборника Биргит Менцель в своем предисловии: «Эта книга о духовных искателях – нонконформистах, об индивидуальном поиске за пределами догм тех политических и религиозных сил, которые правили Россией на протяжении ее истории, особенно в XX веке».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1774
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4335
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2375
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2698

Другие новости