Шиженский Р.В. Почвенник от язычества: мировоззренческие дискурсы волхва Велимира (Н.Н. Сперанского). – Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2014. – 216 с.
Очередная монография нижегородского исследователя новых религиозных движений Романа Шиженского посвящена жизни и деятельности одного из «патриархов» современного российского неоязычества – волхва Велимира (Николая Сперанского). Напомним, «НГР» уже публиковали некоторое время назад рецензию на одну из предыдущих работ ученого – «Русь языческая». «Почвенник от язычества» – свежая работа Шиженского из серии монографий, посвященных подробному исследованию отдельных лидеров и идеологов родноверия. Подобно предыдущей монографии, посвященной недавно почившему «пионеру» паганизма Доброславу (Алексею Добровольскому), жизнеописание Велимира с присущей автору скрупулезностью максимально подробно и разносторонне описывает жизненный путь и волхвования Николая Сперанского.
В попытке классификации отечественного «младоязычества», предпринятой несколько лет назад, я отнес Велимира и возглавляемую им общину «Коляда вятичей» к так называемому типу «традиционалистов-реконструкторов». В принципе, именно такой образ, названный автором «почвенник от язычества», и создает книга Шиженского. Читатель видит перед собой немолодого уже человека, профессионального ученого-физика с несостоявшейся научной карьерой – этот факт, а также пришедшийся на расцвет жизни Сперанского сначала кризис и распад СССР, а затем и «лихие 90-е», очевидно, сильно повлияли на его поиски и, в конце концов, становление как лидера неоязычников. Не добившись карьеры в науке, он сделал далеко идущий вывод: раз и ему не бывать ученым, то следует вообще идеи прогресса и ценности технократической и глобалистской цивилизации объявить несостоятельными и тупиковыми. Сперанский обращается к тому, что он называет возвращением к истокам – через путешествия и общение с природой, рисование, художественные промыслы.
Постепенно формируется собственная идеологическая и мировоззренческая система будущего волхва – Велимиром Сперанский стал 20 лет назад, пройдя «имянаречение» на празднике Купалы у вышеупомянутого Доброслава. В 90-е годы формируется и его детище – община «Коляда вятичей», впоследствии входившая в дружеские отношения и союзы (а затем выходившая из оных) с другими родноверческими организациями – общиной «Родолюбие», «Союзом славянских общин», «Кругом языческой традиции». На этом моменте остановлюсь подробнее. Бесспорно, Велимир – один из первопроходцев, патриархов современного русского язычества. Стоит отдать должное и его возрасту и жизненному опыту – он человек еще советской закалки. Однако это сыграло во многом значительную, если не решающую роль как в формировании его идеологии, так и в отношениях с «коллегами по цеху». Языческая «правда» Велимира – это нативистско-патриархальный «крестьянский» уклад, где в качестве объекта сакрализации православие заменяется обожествлением сил природы и дружбой с ее духами (в сеансах так называемого «шаманизма»).
Велимир не разделяет «национал-социалистической» программы своего, с позволения сказать, «духовного отца» Доброслава – в этом он действительно «почвенник». С другой стороны, не сторонник он и каких бы то ни было заимствований «со стороны», например – с Востока, как его бывший сподвижник Велеслав, особенно когда ставятся под вопрос моральные устои – Велимир в этом вопросе, можно сказать, «пуританин». Возможно, именно в этом причина раскола в их некогда единой общине «Родолюбие – коляда вятичей».
В результате его община насчитывает от силы два десятка родноверов. Не вдаваясь в рассуждения о примате качества перед количеством, отметим лишь, что Сперанский-Велимир, несомненно, войдет в историю современного паганизма, но вот «властителем дум» его назвать вряд ли будет справедливо. Иначе говоря, в книге личность главного героя изображена вполне достойно и достоверно, но несколько приукрашенно, преувеличенно.
В заключение стоит отметить, что монографию сопровождает обширный научный аппарат, автобиографический очерк самого Сперанского, фотоматериалы и «этноархаические» иллюстрации.