COLLOQUIUM HEPTAPLOMERES: Научный альманах. Выпуск I: Язычество в XX–XXI веках: российский и европейский контекст. Сост. А.А. Бесков, Р.В. Шиженский. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – 210 с.
Первый выпуск альманаха с латинским названием Colloquium Heptaplomeres (букв. «Беседа семи (особ)»), отсылающим к названию полемического трактата Жана Бодена (XVI век), ознаменовал новый уровень религиоведческих исследований неоязычества, начатых нижегородским ученым Романом Шиженским несколько лет назад.
Определяя цели и задачи проекта, Шиженский выделяет в качестве приоритетов изучение русского и европейского языческого движения «во всем многообразии форм и направлений данного феномена», непредвзятость при отборе материалов и их разноплановость. Предполагается максимально широкий и разнообразный спектр представленных материалов, от текстов самих творцов неоязыческой идеологии и «полевых дневниковых очерков представителей от науки» до частных сообщений «представителей иных религиозных организаций и групп, зачастую оппозиционных рассматриваемому мировоззрению».
Разумеется, не мог остаться без внимания и злосчастный «камень преткновения», о который так или иначе спотыкаются все интересующиеся феноменом неоязычества, – национализм. Как отмечает научный редактор альманаха Андрей Бесков, все большее распространение националистических настроений в России и постоянно отмечаемая их связь с неоязычеством – достаточный, если не необходимый повод для изучения этого феномена.
Несомненный интерес представляет статья «Церковь Афродиты Глеба Евгеньевича Боткина» петербургского исследователя Дмитрия Гальцева. Статья рассказывает о так называемой Церкви Афродиты, созданной в Америке русским эмигрантом Глебом Боткиным (сыном лейб-медика Николая II Евгения Боткина) и просуществовавшей 30 лет – с 1938 по 1969 год. Глеб Боткин по праву считается и исследователями, и адептами неоязычества одним из пионеров движения.
Злободневную и нещадно эксплуатируемую тему языческого антисемитизма исследует американский историк Дмитрий Шляпентох. Статья интересна не только непривычной оригинальностью «заокеанского» материала. В процессе анализа общения на языческом форуме автор обнаруживает неожиданный феномен – филосемитизм в язычестве.
Неоязычеству за пределами России посвящены статьи «Чешская община «Родная Вера» – возвращение к духовности предков» доктора этнологии Мачуды Йиржи (фотоальбом в приложении содержит несколько фотографий с общинных праздников «Родной веры»), «Неоязычество в Германии» профессора Грюндера Рене и «Возвращение героя: новые культы «древней» религии» Юлии Антонян, рассказывающей об армянском неоязычестве. Весьма актуальна сегодня, хотя и посвящена событиям почти столетней давности, статья Тараса Беднарчика. Автор из Винницы рассказывает о первых язычниках Украины – скульпторе Михайле Гаврилко и военнослужащих армии Украинской Народной Республики (1917–1923 годы).
Завершает сборник подборка интервью с марийским волхвом Альбертом Рукавишниковым и славянскими – Николаем Сперанским (Велимиром) и Ильей Черкасовым (Велеславом). «Прямая речь» дает непосредственное впечатление о сохранившемся до недавнего прошлого, а местами и до наших дней марийском язычестве, а также реконструированном славянском родноверии. Центральная тема интервью с Велеславом – эзотерические и мистические течения и практики в неоязычестве. В частности, речь идет о «Шуйном пути» – «черной магии» неоязычества, из-за чего Велеслав постоянно подвергается жесткой критике со стороны других лидеров родноверия, например того же Велимира.
Иллюстративно альманах дополнен фотоальбомом, наглядно иллюстрирующим реалии современного язычества, в частности в его славянской, марийской и чешской вариациях. На мой взгляд, задачу, сформулированную Андреем Бесковым – «заполнить собой нишу, пустующую на протяжении уже более чем десяти лет с момента выхода в свет приснопамятного сборника «Неоязычество на просторах Евразии» под редакцией В.А. Шнирельмана», – сборник выполнил.