|
Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре.
– М.: ИЭА РАН, 2015. – 294 с.
Сборник, афористически озаглавленный «Memento Mori» (лат. «Помни о смерти»), издан в продолжение и развитие конференции «Танатологическая практика и нарративы в современной культуре», организованной Институтом этнологии и антропологии.
География сборника достаточно обширна – от Мурманской области до Албании, от Украины до Ямало-Ненецкого округа и Республики Алтай. Оригинальные статьи участников конференции разделены на несколько самостоятельных тем, а именно «Старые и новые ритуальные эксперты и трансформация похоронного обряда»; «Региональные трансформации похоронно-поминального обряда»; «Танатологическая практика и нарративы»; «Фольклор и мемориальная практика»; «Мемориализация внезапной смерти»; «Мемориальный дискурс в советский и постсоветский период».
Отмечу несколько, на мой взгляд, особенно интересных материалов.
Статья Елены Левкиевской «Народное отпевание» в Самойловском районе Саратовской области», открывающая сборник, рассказывает о весьма любопытном феномене – традиции народного, внецерковного отпевания в маленькой украинской диаспоре Саратовской области, выжившей при Советской власти и в эпоху постсоветского религиозного возрождения.
Интересна работа Дениса Ермолина «Между сунной, традицией и модой: современный погребальный обряд исламизированных славян Албании». Читатель погружается в наполовину понятный, или угадываемый, наполовину незнакомый, но завораживающий и совсем не страшный, богатый колоритной обрядностью мир погребальных (и сопутствующих) традиций албанских славян.
Особенно любопытно высокопрофессиональное исследование Милены Милениной «Некротические тексты современного города: контекст и прагматика», из которого я и позаимствовал название для рецензии. На обширном материале с лингвистических и философских позиций анализируются разные проявления танатологического дискурса, такие, например, как осмысление концепта смерти в детской субкультуре или исследование локуса кладбища. Чего стоит, например, одна только история о молодом человеке, который влюбился в покойницу и собирался заключить с ней брак!
Насыщено любопытными фактами, в том числе фотографиями, исследование Надежды Бирюковой «Трансформация хантыйских похоронно-поминальных обрядов в Шурышкарском районе ЯНАО». Из него мы узнаем, как и почему современные ханты оставляют на кладбище пустые гробы, хоронят покойников в нартах и не хоронят в моторных лодках.
Уникальное явление подробно описано Эйлы Степановой в ее работе «Плачи Прасковьи Савельевой на свою смерть в контексте карельской традиции причети». Покойная «героиня» исследования, Прасковья Савельева, подготовилась к своей смерти, еще при жизни записав на магнитофон несколько плачей собственного сочинения для собственного же отпевания!
Весьма богата сравнительно-аналитическим материалом статья Александры Балашовой «Взаимоотношения поисковиков с миром мертвых: фольклорные мотивы и сюжеты». Подробно изучив традиции и обычаи белых и черных копателей, автор демонстрирует читателю целую самостоятельную субкультуру со своими корнями, правилами, мифологией, героями и антигероями.
Подытоживая обзор, можно с уверенностью сказать, что подобные исследования, несомненно, весьма полезны для воспитания осмысленного, здравого, осведомленного отношения к тому, где все мы рано или поздно будем. Жаль только, что сборник, как и большинство подобных научных изданий, вышел крайне ограниченным тиражом – всего 300 экземпляров.