На протяжении последнего месяца не стихали протесты мусульманской общественности против слов Папы Римского Бенедикта XVI, в которых прозвучала критика отдельных сторон ислама. Такая ситуация говорит об одном: светские нормы в политике неизбежно приходят к своему краху.
На наших глазах рушатся государственная и общественная модели эпохи Просвещения с ее секуляризмом, рационализмом, научностью и абстрактно-правовыми принципами, жестко оторванными от религии. Религия возвращается в нашу жизнь, в большую политику, в систему международных отношений. Это касается отнюдь не только ислама. Мусульманский мир, где религия еще не подверглась секуляризации, да и не собирается, как мы видим, ей подвергаться, – это просто самый яркий пример. В остальном мире мы наблюдаем тот же процесс.
Глава Соединенных Штатов Америки Джордж Буш уже демонстрировал, что под его формальной светскостью лежат апокалиптические теории протестантского фундаментализма. Ведь ответил же Буш на вопрос журналиста о причине нападения США на Ирак такими словами: «God said tome «Strike Iraq!» («Бог сказал мне: «Ударь по Ираку»). Прекрасный аргумент в стиле высокого Средневековья, и, кстати, как ни странно, очень понятный и друзьям, и врагам США. Раз сказал, ничего не попишешь – надо нападать.
То, что месяц назад Папа Римский подверг исламскую теорию джихада теологической критике, причем со ссылкой на православного византийского императора, означает, что и католики движутся в том же направлении. Если все общества возвращаются к своим религиозных корням, то почему этого не должны делать европейцы?
Показательно, что словами Папы возмутились не только мусульмане, но и так называемая «европейская общественность», немедленно потребовавшая извинений. Это неудивительно: современный Запад стал сытым, развращенным, чисто материальным обществом комфорта, увеселений и потребления. Это произошло начиная с того момента, когда он объявил настоящую войну своей собственной религии, традиции, своим духовным корням. Сегодня многим очевидно, что эта богоборческая цивилизация приближается к критической черте.
Кризис идей Просвещения, философии Нового времени становится все более наглядным. Это была горделивая попытка устроить человеческую жизнь без Бога и против Бога, вытеснив религию на периферию общества и превратив ее из важнейшего социально-политического института в личное дело индивидуума, своего рода хобби.
Еще немного – и такая попытка рухнет окончательно, обнажив свою несостоятельность и ущербность. Что же придет на ее место? Конечно, то, что было отброшено, осмеяно и оболгано на старте модернизации, то есть религия. Причем не как частное дело каждого, а как могучая историческая сила.
Если мусульманский мир еще не пережил модернизации, то западный мир уже в ней разочаровался. Поэтому-то Папа Бенедикт XVI и решил сделать свои заявления, напоминая человечеству, и в первую очередь Европе, о потенциале реального полнокровного и полноценного христианства. Церковь не высказывает частного мнения. Она утверждает истину и претендует на то, что эта истина является всеобщей, вселенской и обязательной для всех, даже если она оказывается не совсем политкорректной.
Что для Церкви политкорректность? Лишь случайные договоренности греховного человечества┘ И каков ее вес перед лицом вечной истины добра и спасения? Да эта политкорректность ничего не весит.
Многие ужасаются раньше времени: возврат к религии, мол, приведет к новым войнам. А разве в эпоху Нового времени, когда был расцвет именно светских атеистических, совершенно нерелигиозных режимов не было войн? И разве две мировые войны гуманного просвещенного и пацифистского ХХ века были менее жестокими, нежели войны древнего мира? Да ничего даже близко походящего на эти безжалостные кровавые бойни, которые устраивает человечество, отпавшее от Бога и Церкви, никогда не было и в помине.
Так сложилось, что, произнося слова «древность», «старина», «Средневековье», мы вкладываем в эти понятия заведомо негативный смысл: что-то вроде «варварство», «примитивность», «нецивилизованность»... На самом же деле древность подвергли «черному пиару» те силы, которые строили философию Нового времени. Этот искаженный образ традиционного общества есть результат грубых подтасовок, заговора так называемых «просветителей», стремившихся любой ценой доказать свою временную и относительную человеческую правоту вопреки вечным и абсолютным истинам веры. Новое время основано на сомнении, традиция – на уверенности.
Вместо того чтобы начинать войны между религиями, лучше направить нашу волю против тех мировых сил, которые открыто отрицают Бога и традицию. На их место они поставили наслаждение, безразличие, погоню за материальными благами. «Золотой миллиард» стал «золотым», поклонившись «золотому тельцу», выбрав мамону, «дух стяжательства», вместо служения Божественной истине. Ненависть к нему оправдана не только социальным неравенством и униженным положением большинства человечества, но и духовной справедливостью. Низшие, даже более удачные и богатые, не должны править высшими, даже если они слабы и бедны.
Западные христиане начинают осторожно пробовать на прочность основы светского общества, доживающего, видимо, последние дни, но еще агрессивно огрызающегося. России совершенно не следует повторять тупиковый путь секуляризации, чтобы впоследствии в ней разочароваться. Тем более что за атеистические времена мы заплатили непомерную цену.