0
1685
Газета Тенденции Интернет-версия

04.07.2007 00:00:00

Кто заполнит пустоту в душе алкоголика

Евгений Зубков

Об авторе: Евгений Викторович Зубков - врач-психиатр, директор Международного института проблем алкоголизма (США).

Тэги: алкоголизм


Мне часто говорят: «В России столько больных, скажем, лейкемией, в том числе детей. Может, нужно сначала помочь им, а уже потом помогать спившимся взрослым?» И добавляют: это свободный выбор, никто не заставлял человека пить, а дети страдают не по своей воле. Вместо ответа я спрашиваю в таких случаях: а разве помощь должна быть избирательной? Те заслуживают помощи, а эти – нет? Помогать надо всем, зрелость общества как раз и определяется его способностью помочь как можно большему числу людей.

Кто сказал, что алкоголизм – «свободный выбор»? Разумеется, первую, вторую или третью рюмку человек выпивает добровольно, но дальше болезнь уже не спрашивает. Она хватает всех без разбора, ее жертвой может стать как бомж, так и сенатор. Алкоголизм, как и любое заболевание, равнодушен к званиям и регалиям. Если мы пойдем по пути «этим помогаем, а этим – нет», то зачем тогда лечить, к примеру, рак легких? Ведь никто насильно не заставлял больного курить. Так можно договориться до полного абсурда.

Алкоголизм – биопсихосоциальное заболевание. К кому в первую очередь бросается алкоголик, когда понимает, что не в состоянии самостоятельно справиться с пьянством? Очень часто – не к врачу. К священнику.

Конечно, священник сам, без врача, больному не поможет. Бывает так, что приходит человек к своему духовнику и жалуется: «Пью, не могу остановиться». Священник ему в ответ: «Прочитай сорок раз молитву, дай обет перед иконой». Это, конечно, не вредно, но заменить медицинскую помощь не сможет.

Священник должен уметь определить, где пьянство, где распущенность, а где уже болезнь, и направить человека к специалисту. Очень важно наладить контакт между Церковью и медиками. Например, в Свято-Троицкой семинарии в американском городе Джорданвилле собираются вводить специальный курс по проблемам алкоголизма. Со временем священникам придется ориентироваться и в проблемах наркомании, но сегодня наркомания не может соперничать с алкоголизмом по «популярности».

Когда человек хочет бросить пить, лечится и действительно бросает, ему поначалу кажется: самое главное – бросить, «завязать», а дальше все проблемы улягутся сами собой. Он не отдает себе отчет в том, что стоит ему бросить пить, и в душе образуется пустота. Ну бросил пить, а чем время заполнить? Энергию куда девать? Заполнить вакуум очень трудно. Протрезвевший человек обращается к Богу, но, не зная, как это делается, ударяется в богоискательство.

Свято место пусто не бывает – неокрепшие души вчерашних алкоголиков охотно заманивают сектанты, причем секты эти далеко не всегда безвредны для жизни и здоровья. Поэтому, можно сказать, у Церкви и свой интерес тут есть – не лишиться паствы. Например, католики в США традиционно испытывали недоверие к программе «12 шагов». Они не учитывали того, что в Соединенных Штатах большинство алкоголиков (помимо американских индейцев, алеутов, чукчей) – это итальянцы, поляки, ирландцы, т.е. главным образом католики. А протестанты, которых насчитывается более четырехсот деноминаций, охотно принимали алкоголиков, помогали им. Разумеется, больные шли туда, где их ждут. Католики увидели, что теряют паству, и в конце 60-х стали открывать свои центры.

Иногда представители Русской Православной Церкви воинственно выступают против программы «12 шагов» и ее распространения в России. Не единожды мне доводилось слышать, что группы анонимных алкоголиков – чуть ли не секты, к которым бывший алкоголик привязан по гроб жизни. Такие заявления – либо от безграмотности, либо от ангажированности. Не секрет, что некоторые священнослужители участвуют в коммерческих антиалкогольных программах, и для них любая бесплатная программа – как кость в горле.

Иногда наши священники просто не владеют информацией, а потому и не выполняют постановления своих епископов. В России программы «12 шагов» неоднократно получали благословение высших иерархов Церкви, в частности Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Заявления о вреде программы «12 шагов», о ее мифических «подводных камнях», о «сектантстве» делают, как правило, крикливые либо политически ангажированные люди. «Это веяние гниющего Запада!» – кричат они. Почему бы им тогда не отказаться от антибиотиков или сотовых телефонов?

Конечно, США – куда более благополучная страна с более зрелым обществом и как следствие с другим отношением к алкоголизму и алкоголикам. Там не будут показывать на тебя пальцем, если ты не пьешь вместе со всеми, там даже не спросят, почему ты не пьешь, а алкоголизм считается «нормальным» заболеванием – есть же диабетики, сердечники, гипертоники. Есть и алкоголики. В России пока, увы, к такому отношению к проблеме не готовы. И многое тут зависит от духовенства, от того, насколько оно способно всерьез озаботиться национальной трагедией, коль скоро ею пока не озабочено государство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2000
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2989
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2368
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2374

Другие новости