0
5505
Газета Тенденции Интернет-версия

20.11.2013 00:01:00

Место мусульманок – на политической кухне

Галина Бабич

Об авторе: Галина Ростиславна Бабич – журналист.

Тэги: ислам, мусульмане, женщина в исламе, хиджаб


ислам, мусульмане, женщина в исламе, хиджаб Движение социально активных мусульманок не имеет ничего общего с феминизмом в привычном понимании. Фото Reuters

Женщина-жертва с огромными глазами на закутанном лице – образ, вызывающий жалость у европейцев и ужас у россиян, уходит в прошлое и теряет актуальность. Мусульманки борются за свои права по всему миру, и это не борьба за право ходить по улицам в парандже или без паранджи. Женщины ищут способ влиять на общественное устройство, законы и политику, не преступая при этом границ, обозначенных религией.
В арабских странах, где политика и бизнес традиционно считаются мужской зоной комфорта, женщины-министры сегодня тем не менее не выглядят так вызывающе, как, скажем, пакистанская премьер-министр Беназир Бхутто 20 лет назад. Женщины получают места в парламенте, становятся основательницами движений, членами политических партий и комиссий, участвуют в делах государства. Одна из них – министр внешней торговли ОАЭ Любна Касими, своего рода бизнес-лидер региона, – третий год подряд возглавляет рейтинг самых влиятельных женщин арабского мира.
Мусульманки здесь активно выступают за развитие свободных СМИ, призывают к созданию гражданских институтов и установлению демократии, как, например, йеменская правозащитница Тавакуль Карман, в 2011 году получившая Нобелевскую премию мира. Египетские мужчины открыто признаются, что женщины становятся активнее: они незаменимы в избирательных кампаниях, занимаются политической агитацией, взаимодействуют с прессой. В афганских и пакистанских провинциях, где женское образование достигает критически низкого уровня, мусульманки борются за повышение уровня грамотности. В Иордании, Малайзии, Саудовской Аравии они заняты наукой, как, например, саудовская доктор Хайат Синди, в прошлом году ставшая послом доброй воли ЮНЕСКО.
При этом вся деятельность женщин-мусульманок на общественно-политическом поле мало связана с эмансипацией и феминизмом в привычном понимании. Проявляя активность в гражданской, экономической, социальной сферах, они продолжают носить хиджаб, признают главенствующую роль мужчины в семье, лояльны к полигамии и не приемлют всего того, что запрещает ислам. Они не берут на себя «мужские» обязанности – с этим на Востоке вполне справляются сами мужчины.
На Западе же, где женщина почти достигла социального равноправия, мусульманки больше заняты проблемами интеграции. Они сталкиваются здесь со все еще бытующими стереотипами, с агрессией и предубеждениями против хиджаба, с дискриминацией при устройстве на работу. И в этих условиях главное отличие европейских мусульманок от наших соотечественниц – высокий уровень активности в отстаивании своих свобод.
Кто-то из них научился этому еще не будучи мусульманкой, как известная правозащитница, активистка Human Right и родственница британского экс-премьера Лорен Бут, в 2010 году объявившая о принятии ислама. Кто-то ведет популярный блог, как Кюбра Гюмюзай из Гамбурга, кто-то пишет книги, как бывшая телеведущая, принявшая ислам, Кристиана Бэйкер.
Европейские мусульманки, как правило, получили хорошее образование, полностью включены в общественную жизнь и всегда интересуются политикой. Они не стесняются ни своих корней, ни своих убеждений, не испытывают страха перед обществом и не пытаются перед ним оправдаться. Напротив, они стремятся к диалогу и для этого готовы взаимодействовать с самим президентом, как это делает советница Барака Обамы, американка египетского происхождения Далия Могахед, в прошлом году вошедшая в специальный религиозный совет при американском правительстве.
Тут следует оговориться: мусульманские ученые признают, что такое явление, как участие женщин-мусульманок в политике, недостаточно изучено и регламентировано. До сих пор слышны споры: следует ли мусульманке выдвигать свою кандидатуру на выборах, становиться видным общественным деятелем, участвовать в политических реформах, особенно если речь идет о странах с преимущественно немусульманским населением?
Аргументация противников женской активности не всегда сводится к банальному «месту на кухне». Часть мусульман полагает, что в странах, которые не руководствуются шариатом, обращаться к светской системе законов и функционировать, работать, строить свою деятельность на их основе недопустимо. Понятно, что реалистичных альтернатив эти критики предложить не могут, так что разговоры о «необходимой пассивности» остаются разговорами. А мусульманки тем временем вынуждены преодолевать не только мужскую конкуренцию, но и негодование своих братьев по вере.
Возможно, поэтому в России, в стране патриархальных устоев и «мужского бизнеса», в стране, где влияние женщин на политику сведено к минимуму, а межрелигиозное напряжение в обществе растет, голос мусульманок практически не слышен. Возможно, поэтому российские женщины, исповедующие ислам, охотнее посвящают себя благотворительным и социальным проектам, а борьбу за свои права и свободы считают непосильной, почти невозможной задачей, которую разумнее было бы возложить на многочисленные мужские плечи.
Нельзя сказать, что благотворительность и просвещение – такой уж малый вклад в развитие российского общества. Журналистке Лилии Мухамедьяровой, президенту благотворительного фонда «Солидарность», вместе с командой единомышленников удалось за три года помочь более шести тысячам человек, в том числе сиротам и тяжелобольным детям, а нынешний директор недавно открывшегося в Казани учебно-реабилитационного центра для незрячих «Ярдэм» Малика Гельмутдинова немало лет посвятила работе с незрячими и глухонемыми людьми, освоив систему Брайля и язык жестов. Все эти достижения не заметны широкой общественности, но разве не они войдут в историю?
Кстати, об истории. Десять лет назад мусульманкам России удалось добиться разрешения фотографироваться на паспорт в хиджабе, и разрешение действует до сих пор. Немалую роль в этом деле сыграла татарстанская журналистка Альмира Адиатуллина. И сегодняшнее обострение дискуссий вокруг внешнего вида мусульманок послужило стимулом к борьбе за свои убеждения уже для молодого поколения: ставропольская 11-классница Алина Сулейманова отстаивает в суде свое право ходить на уроки в хиджабе, а отчисленная с третьего курса за хиджаб студентка Красноярского медуниверситета Айгуль Хидирбекова добилась восстановления.
Пока еще не выработаны механизмы объединения и совместной работы мусульманок с другими организациями и религиями по общим проблемам. Мусульманки намерены влиться в ряды тех российских родителей, кто борется за возможность домашнего образования для детей, выступает за раздельное обучение, создает сеть частных и домашних детских садов; присоединиться к движению против пропаганды однополых браков; способствовать развитию государственной системы по социальной защите населения.
Тут, конечно, не обойтись без постоянного и настойчивого мониторинга законотворческих инициатив, без активного их обсуждения и совместных выступлений в СМИ и в обществе в защиту нравственности, семейных ценностей, здорового межнационального и межрелигиозного климата в стране.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1342
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
990
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1189
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
768

Другие новости