0
5059
Газета Тенденции Интернет-версия

05.12.2013 00:01:00

У драматургов

Игорь Хрумов

Об авторе: Игорь Иванович Хрумов – театровед.

Тэги: литературное собрание, драматурги


литературное собрание, драматурги Игорь Шайтанов («Вопросы литературы»), Андрей Василевский («Новый мир») и Владимир Толстой смеются...Фото Анатолия Степаненко

На отшумевшем-отгремевшем Российском литературном собрании 21 ноября самая малочисленная секция, призванная обсудить проблемы драматургии, блистала самыми яркими именами, известными как читающей, так и нечитающей публике. В небольшой светлой аудитории с иссиня-черными стульями собралось столько медийных персон, как ни в какой другой аудитории РУДН в это утро.

Модератор дискуссии, кинопродюсер Анатолий Максимов начал с того, что целиком и полностью возложил всю ответственность за нынешнее печальное состояние российского кинематографа на плечи сценаристов: нет качественных текстов, нет талантливых авторов. Режиссер Сергей Соловьев немедленно вступился за коллег по творческому цеху и, в свою очередь, обвинил во всем продюсеров – авторы вынуждены обслуживать «продюсерский запрос», а он известно какой: писать тупее и примитивнее, ради высоких кассовых сборов.

люди
...гендиректор издательства «Время» Борис Пастернак
(если и родственник, то очень дальний) и
главред журнала «Медведь» Борис Минаев
думают и сомневаются...
Фото Анатолия Степаненко

Обличив продюсеров, режиссер предался ностальгическим воспоминаниям о том, как прекрасен был советский литературный сценарий, в качестве идеальных образчиков которого он вспомнил «Долгую счастливую жизнь» Шпаликова и сценарий двух Андреев, Тарковского и Кончаловского, о третьем, Рублеве. Причем Соловьев полагает, что сценарий «Андрея Рублева» по своим достоинствам превосходит фильм. Вернувшись в настоящее, режиссер поведал, что сейчас он наслаждается тем, что ставит «Войну и мир», всю, полностью, со своими студентами во ВГИКе. Он уже сделал три спектакля, остался еще один, последний – пожар Москвы, смерть князя Андрея и прочее. Как это связано с проблемами современной драматургии и как поможет их разрешить, мэтр не объяснил.


Взяв микрофон, актриса Юлия Рутберг произнесла страстную речь, в которой призвала всех спасти и защитить русский язык, а также обрушилась на мат и молодое поколение, которое на нем разговаривает. Досталось также американскому английскому, переделкам американских сериалов на российский лад и телевидению вообще. Видимо, у актрисы накипело.

Худрук театра «Мастерская Петра Фоменко», ученик и наследник Мастера, Евгений Каменькович попытался мягко примирить непримиримое – кассовые сборы и высокое искусство, театр и современную драматургию – и уложить рядом льва и ягненка, хотя бы временно и на словах. Ему удалось снизить накал дискуссии, уведя ее в сторону. На всякий случай он напомнил всем, что ни в коем случае нельзя уничтожать репертуарные театры (хотя никто из присутствующих на них не покушался), но необходимо параллельно с ними создавать открытые театральные площадки, и это позволит решить многие проблемы, в том числе и проблемы современной драматургии. А в качестве положительного примера он – какая неожиданность! – привел свой собственный театр, где, с одной стороны, недавно прошла премьера по «Египетской марке» Мандельштама, а с другой – «мы заказали пьесу Оле Мухиной». Без всяких сомнений, соседство имен Мухиной и Мандельштама на афише «Мастерской Фоменко», как ничто иное, способно реабилитировать современную драматургию в глазах театральной публики.

люди
...а «патриот» Владимир Бондаренко
пожимает руки «либералам»
из «враждебного лагеря»,
среди которых – поэт Евгений Рейн.
Фото Анатолия Степаненко

Телеведущая Фекла Толстая не проронила ни слова устно, однако посылала продюсеру Максимову записки – видимо, модерируя модератора. Глубоко заблуждаются те, кто считает ее всего лишь прелестной телебабочкой, порхающей по плазменным экранам. Эта мощная женщина, закончившая филфак МГУ и режиссерский курс Марка Захарова в ГИТИСе, была правой рукой своего кузена Владимира Толстого, разделив с ним организационные хлопоты по проведению Литературного собрания. Нельзя не признать, что на праправнуках Толстого природа отнюдь не отдохнула, а потрудилась, как граф за плугом.

Руководитель «Театра. doc» драматург Елена Гремина, выйдя на ринг (то бишь к микрофону), одной левой уложила Максимова на обе лопатки, объяснив ему, что корень сценарного бедствия кроется в том, что именно они, продюсеры, не могут увидеть потенциал в сценарных заявках и не способны из молодых талантливых авторов вырастить профессиональных сценаристов. И даже наоборот – губят их, завлекая на телесериальную поденщину, и в результате – «О, сколько их упало в эту бездну!..» – Гремина, отпахавшая не на одном сериале, поделилась своими скорбными многолетними наблюдениями. На пьесы не проживешь, и даже такие таланты, как братья Дурненковы, вынуждены зарабатывать себе на жизнь, перелицовывая американские сериалы, что, по мнению Греминой, равнозначно забиванию гвоздей компьютерами. Доказывая наличие у нынешнего зрителя интереса к современным текстам и спектаклям, она рассказала трогательную историю о том, как ее коллеги из провинции, приехав в Москву, первым делом попросили отвести их на «Отморозков» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центр».

Посреди этого лирического отступления Юлия Рутберг издала демонстративный смешок. Гремина поинтересовалась у актрисы: что именно так ее рассмешило? Рутберг объяснила, что ее насмешил сам факт: «Ну, конечно – если из провинции, то обязательно надо на «Отморозков»!» Гремина не нашла в этом ничего смешного. Однако надо отдать должное гуру «новой драмы» – покончив с полемикой и лирикой, она предложила набор ясных системных решений: проводить ежегодный всероссийский конкурс драматургии, выдавать драматургам стипендии и гранты на написание пьес и поездки для сбора материалов, а также по западному образцу организовать резиденции, где авторы могли бы, живя два-три месяца на всем готовом, сосредоточиться на написании шедевров, не думая о хлебе насущном. Если воплотить в жизнь все ее предложения, велика вероятность наступления рая земного для отдельно взятых российских драматургов. Правда, возможные источники финансирования всего этого счастья Гремина не назвала – видимо, предполагая, что деньги должно дать государство.

В отличие от нее Елена Исаева, пришедшая на собрание не в качестве драматурга и поэта, а в большей степени в роли заместителя председателя Союза писателей Москвы, сосредоточилась именно на финансах и прямо и бесхитростно попросила денег на нужды союза, в особенности для помощи пожилым писателям. После нее к микрофону прорвался, как он представился, «известный немецкий драматург» Фарид Нагим. Однако нам удалось выяснить, что никакой он не немецкий, а вполне себе наш, made in Russia, заместитель главного редактора журнала «Дружба народов». Нагим весьма эмоционально обвинил во всех бедах продюсеров, помянул недобрым словом свою тещу и заявил, что «наше кино сгубили продюсеры и домохозяйки».

В качестве меры по спасению отечественной драматургии он предложил, чтобы Министерство культуры, как это было в советские времена, обязало театры, живущие на деньги министерства, «железно» включать в свой репертуар одну современную пьесу «и чтобы это было железно для всех!». Юлия Рутберг вновь всей своей темпераментной грудью бросилась на амбразуру, спасая современный театр от современной драматургии. Она вскочила и выкрикнула, что этого не будет и что «с железной рукой вы в наш театр не придете!». Фарид Нагим истерическим тоном потребовал прекратить истерику. И Рутберг стремительно покинула собрание... Впрочем, она и так собиралась уходить, потому что опаздывала на репетицию. Увы – мощный актерский темперамент, рассчитанный на большой зал вахтанговского театра, не мог уместиться в скромной университетской аудитории.

Но самое запоминающееся выступление все-таки состоялось в финале – как и должно было быть по всем законам драматургии. Автор этой заметки несколько близорук, но тем не менее еще в самом начале мероприятия обратил внимание на невысокого худенького паренька в синей рубашке и джинсах, скромно присевшего с краю, в уголке. У паренька были русые волосы до плеч, небольшие тонированные очечки, и с лица его не сходила блаженно-радостная улыбка. Ваш (во всех смыслах) подслеповатый автор предположил, что, вероятно, какого-то поэта по ошибке занесло не в ту аудиторию. Однако когда модератор Максимов предложил: «Вот, может быть, Сережа что-нибудь скажет?» – паренек бодро подбежал к микрофону и заговорил голосом Сергея Безрукова. Собственно, это он и был.

Любимец публики поведал собравшимся о своих достижениях на ниве поддержки отечественной словесности – которые главным образом состоят в том, что он собирает шеститысячные залы и читает им Есенина, а также отдает всего себя классике и отныне готов сниматься в ней, и только в ней. Соответствующую репертуарную политику он проводит и в недавно вверенном ему Московском губернском драматическом театре, впрочем, не забывая о современных авторах и планируя в ближайшем будущем поставить спектакль по роману Алексея Слаповского. «Вот, – очаровательно пожаловался Безруков, – а Каменькович улыбается. Он-то давно театром руководит, а я только с марта... поэтому он и улыбается…» Режиссер Каменькович, имея в силу профессии неисчерпаемые запасы терпения для общения с артистами, сохранял благожелательную невозмутимость. А Безруков продолжил по методу акынов петь о том, что видел перед собой в данный момент. Переключившись с Каменьковича на Сергея Соловьева, он начал горько сожалеть о том, что не сыграл в его последнем фильме роль Вронского, и похвалил американцев за недавнюю попытку экранизировать «Анну Каренину» – в основном за старание и азарт, которые он там углядел. Дискуссия плавно перетекла в творческую встречу с Сергеем Безруковым, к вящему восторгу студенток РУДН, просочившихся в аудиторию...

На работу в секциях организаторы отвели три часа. На протяжении этих трех часов из-за нежно-персиковой левой стены неоднократно доносились пугающие продолжительные крики и ор: в соседней аудитории заседали поэты. Без всяких сомнений, на их фоне деятели театра и кино, встретившись, провели весьма конструктивную и содержательную дискуссию о проблемах современной драматургии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
474
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
410
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
375
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
415

Другие новости