Церкви предстоит убедить консервативных избирателей не поддерживать на референдуме сторонников выхода страны из ЕС. Фото Reuters
Церковь Англии и Шотландская пресвитерианской церковь 24 декабря 2015 года подписали соглашение под названием Пакт Колумба, которое уже заслужило эпитет «историческое». Документ, названный в честь ирландского проповедника VI века и основателя первого монастыря в Шотландии, предусматривает договоренности о литургическом общении и полной взаимозаменяемости священников. Кроме того, лидеры обеих Церквей обязуются делать скоординированные заявления по политически и социально значимым вопросам.
Согласно информации британского издания Telegraph, в пояснительных записках к докладу о целесообразности объединения Церквей говорится, что этот шаг именно в данный момент имеет стратегическое значение для будущего государственности Великобритании. Кроме того, сотрудничество между ведущими Церквами Туманного Альбиона необходимо в условиях общего снижения уровня религиозности в английском обществе. «Пока слишком рано говорить о том, какие долгосрочные последствия недавние события будут иметь для наших народов, однако важно, что именно эти события направляют нас в деле достижения наших общих целей и напоминают о необходимости свидетельства о нашем единстве во Христе, которое всегда превосходит по значимости единство национальное», – говорится в пояснительной записке.
Представитель Церкви Англии в Объединенной исследовательской группе, подготовившей Пакт Колумба, епископ Честера Питер Форстер дал следующую оценку грядущим переменам: «Это историческое событие». «Договор определит, что у нас есть общего. В этом направлении не работал пока никто, начало нового дела похоже на строительство дома: начинать нужно с фундамента», – продолжил Форстер. «Подписание этого документа не означает, что отношения между нашими Церквами были плохими, просто они были очень плохо развиты. По сути, мы существовали в разных мирах», – продолжил он.
Здесь епископ, похоже, немного упрощает: отношения между Церковью Англии и Церковью Шотландии (пресвитерианство здесь национальное вероучение) складывались по-разному, но уж недостаточно развитыми их точно назвать нельзя. С самого создания личной унии Англии, Шотландии и Ирландии при шотландском короле Якове VI, ставшем английским монархом Яковом I, и вплоть до принятия в 1921 году парламентом Великобритании «Закона о Церкви Шотландии» между королевской властью, представленной Церковью Англии, и шотландскими пресвитерианами шла борьба за церковные ресурсы.
Сейчас вопрос союза Церквей вновь приобретает политическое измерение. Кроме референдума о судьбе Шотландии, результаты которого могут быть еще далеко не окончательными, создатели документов ссылаются на то, что объединение Англиканской и Шотландской епископальной церквей скажется на судьбе, наверное, главного политического события года в Великобритании – референдума по поводу выхода страны из Европейского союза (так называемый «брекзит»). Учитывая влияние Англиканской церкви на общество Великобритании, простым гражданам, особенно тем, к кому апеллирует ультраправая Партия независимости Соединенного Королевства Найджела Фараджа, сложно не учитывать мнение представителей Церкви. Для привлечения этих избирателей на свою сторону консерваторам пригодится поддержка представителей Церкви. В преддверии парламентских выборов 2015 года британские СМИ публиковали материалы о резком росте популярности идей правых. Тогда писали о том, что тори пришлось пойти на обещание проведения референдума о членстве в ЕС. Сейчас в британской прессе появились сообщения о том, что премьер-министр Дэвид Кэмерон, возможно, попытается превратить референдум о выходе из ЕС в референдум о реформе членства Великобритании в этом политическом объединении.
Иерархи вполне четко высказали свою позицию по брекзиту. Например, в преддверии выборов 2015 года Палата епископов (одна из трех палат высшего органа церковного управления Генерального синода) опубликовала документ «Мой ближний – кто это?», в котором иерархи призвали народ Великобритании помнить, как много общего у них с представителями других европейских наций.
В церковной среде подписание нового документа устраивает далеко не всех, хотя в нем и выражается надежда на то, что в будущем соглашения, подобные Пакту Колумба, будут подписаны и с другими христианскими конгрегациями Шотландии, например с Шотландской епископальной и Объединенной реформатской церквами. Лидер Шотландской епископальной церкви епископ Дэвид Чиллингворт в своем блоге заявил, что принятие Пакта Колумба «нанесло глубокое оскорбление» его пастве, а сам документ осложнит отношения между Церквами.
В первую очередь главу шотландских епископалов озаботил тот факт, что новый документ снижает значимость членства его Церкви в Англиканском сообществе. Это, например, может привести к тому, что члены Церкви Англии, которые раньше во время визитов в Каледонию посещали приходы Шотландской епископальной церкви, теперь переориентируются на пресвитериан. «Лучшее, что власти обеих Церквей могут сделать в этой ситуации, чтобы смягчить последствия ущерба, уже нанесенного давним отношениям и избежать дальнейших проблем, – это приостановить публикацию полного документа и использовать это время для его обсуждения», – написал Чиллингворт.
По информации англиканского еженедельника Church Times, в официальном заявлении Шотландской епископальной церкви приветствуется углубление сотрудничества между конгрегациями, но отмечается, что именно епископальная церковь выполняет функции представителя Церкви Англии на территории Шотландии, а потому усилия англиканской церкви по развитию сотрудничества с другими шотландскими Церквами не оправданы. «Мы целиком и полностью понимаем желание Церквей Англии и Шотландии обсуждать и детально прорабатывать вопросы, актуальные для обеих конгрегаций как национальных Церквей Великобритании. Однако некоторые пункты нового документа не относятся к этой компетенции Церквей и вызывают наше беспокойство», – говорится в официальном заявлении Шотландской епископальной церкви.
Это беспокойство вполне объяснимо, если учесть, что численность ее верующих крайне мала. Согласно данным переписи 2011 года, приводящимся на официальном сайте правительства Шотландии, количество членов епископальной Церкви в одноименной исторической области Великобритании немногим больше 8 тыс. человек. Далее, опираясь на данные той же переписи, можно сделать вывод, что опасности резкого падения популярности при гораздо большей общей численности верующих подвергается как раз Церковь Шотландии: уменьшение количества ее членов в 2011 году по сравнению с 2001 годом составило 400 тыс. человек (2 млн 100 тыс. против 1 млн 700 тыс.).
Однако, несмотря на озабоченность, выраженную главой епископальной Церкви, работа по имплементации нового соглашения уже началась. Еще в феврале прошлого года Церковь Англии, Церковь Шотландии, Шотландская епископальная церковь, Методистская церковь Великобритании и Церковь Уэльса запустили проект Союза взаимного кредитования, предлагающий священнослужителям и работникам церквей дешевые кредиты. К совместным проектам английских церквей можно отнести и инициативу «Новое выражение», которая предполагает обращение миссионерского призыва к людям, равнодушно относящимся к Церкви, в форме, понятной для них, например, через участие и сопереживание. Эти и другие подобные инициативы указывают на стремление властей Великобритании, королева которой возглавляет и национальную Церковь, сплотить общество перед грядущими политическими испытаниями.