0
3999
Газета Тенденции Интернет-версия

17.02.2016 00:01:00

Политическое обеспечение халяльных денег

Тэги: исламский банкинг, шариат, исламские финансы, банк


исламский банкинг, шариат, исламские финансы, банк В условиях гибридной системы непонятно, насколько чисты с точки зрения шариата деньги, кочующие из рук в руки. Фото Reuters

В Государственную Думу РФ депутатом от ЛДПР Дмитрием Савельевым 2 февраля с.г. был внесен законопроект «О внесении дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части договора счета эскроу-инвестиционный)». За непонятными экономическими терминами спрятана довольно простая идея, заключающаяся в создании условий для внедрения в России исламского банкинга. До сих пор одной из основных проблем внедрения мусульманских банковских институтов в России было отсутствие законодательства, регулирующего деятельность таких банков. Таким образом, получается, что вкладчики не были защищены законодательством России в случае неисполнения банком своих обязательств.

Согласно мнению автора нового законопроекта, одной из возможностей преодоления текущего экономического кризиса является развитие «традиционного партнерского» банкинга, под которым в российских условиях подразумевается исламский банкинг. Концепция деятельности исламских банков основана на Коране, в котором запрещено ростовщичество – основной принцип деятельности обычных финансово-кредитных организаций.

Существует несколько принципов, на которых может строиться деятельность исламских банков. Опишем два основных. Первый из них мудараба – договор, согласно которому одна сторона предоставляет другой право на управление своими активами, прибыль в случае ее получения делится поровну, убытки несет только управляющий. Легко понять, что такая практика невыгодна для банка, поэтому большее распространение в исламском мире получил институт мурабаха: банк по просьбе покупателя покупает какой-то товар, а потом перепродает его клиенту дороже. Маржа – прибыль банка, но она не является ростовщическим процентом – риба, с точки зрения мусульманских теологов, так как это всего лишь плата за работу банка. Эту модель легко применить в странах, где вся финансовая система строится на шариатских принципах, но таких стран в мире всего три: Иран, Пакистан и Судан. Большей же части исламского мира приходится жить в условиях сочетания светской и исламской банковских систем. И здесь возникает проблема того, что деньгами, вложенными в «исламское окно» светского банка, банк может распорядиться по своему усмотрению – например, вложить в деятельность, греховную по исламским понятиям. Учитывая, что греховность тех или иных финансовых действий определяется по принципу отсутствия «гарара», то есть элемента неопределенности, чистых с исламской точки зрения операций в дуалистической, то есть строящейся на сочетании светской и религиозной банковских систем, экономике практически не бывает.

Тем не менее существуют примеры стран, в которых исламский банкинг довольно активно и успешно внедряется в финансовую систему, например, в Индонезии. Первые идеи о необходимости развития исламского банкинга в этой стране зародились в 1980-х годах. До этого банковская система Индонезии состояла из двух секторов: государственных банков и банков народного кредитования, созданных с целью оживления финансовой активности на селе. Однако довольно быстро банки народного кредитования были оттеснены более крупными государственными банками на периферию экономической жизни.

Начало деятельности по развитию исламского банкинга в 1980-х годах носило политический, а не экономический характер. Например, развитием концепции исламского банкинга в Индонезии занималась группа исламских интеллектуалов, многие из которых входили в Совет мусульманской интеллигенции Индонезии. Эта организация была создана для привлечения умеренно оппозиционных избирателей на сторону стремительно теряющего популярность президента Сухарто. В 1992 году Совет улама Индонезии создал на территории Индонезии первый исламский банк «Муамалат». Его главным вкладчиком стал президент государства, который проследил, чтобы в новое начинание вложили деньги и его приближенные. Экономические проекты, основанные не на реальных экономических интересах, а на политических и идеологических задачах, редко бывают успешными. На начало 2000-х годов, по данным австралийского исследователя Абдулы Саида, исламские банки занимали не более 1% банковского сектора Индонезии. В 2014 году, согласно данным портала Indonesia-investments.com, в исламском банковском секторе Индонезии было сосредоточено 4,7% финансовых активов государства. За не очень серьезным на первый взгляд ростом скрываются более значительные цифры. По данным Всемирного банка, за период с 2008 по 2012 год активы исламских банков в Индонезии увеличились в три раза, показывая темпы роста около 30% в год. Количество шариатских банков увеличилось до 11, количество их филиалов – с 241 до 547, в 24 светских банках были открыты «исламские окна», было создано 158 сельских шариатских банков. Казалось бы, вот пример относительно успешного внедрения исламского банкинга в светскую банковскую систему!

Тем не менее представляется, что в России эта схема не сработает настолько гладко. В Индонезии заметному развитию исламского банкинга способствовало принятие соответствующего закона в 2008 году. В нем различаются два вида шариатского банкинга: коммерческий и сельский. Ясно, что последний используется в основном для развития малого и среднего бизнеса. Возможно, рост исламского банковского сектора обусловливался как раз развитием малого и среднего бизнеса. Например, 50 млн предприятий малого и среднего бизнеса в Индонезии составляют 97% всех предприятий и дают не менее 30% ВВП. По информации Всемирного банка, многие из этих предприятий не могут получить заем в коммерческих банках, а в сельских – могут. Таким образом, сельские банки, как светские, так и шариатские, представляют собой систему микрофинансирования. Шариатские в этих условиях выигрывают, так как микрофинансирование, как и исламский банкинг, основывается на доверии, уважении к нормам морали. Возможно, именно развитием сельских исламских банков объясняется рост исламского банкинга в Индонезии.

Тем не менее если даже в стране, на 97% состоящей из мусульман, исламский банкинг с трудом находит свою нишу, что можно сказать о России, где численность мусульман примерно в десять раз ниже? Да и доля малого и среднего бизнеса в ВВП России ниже, чем в Индонезии – всего около 20%. В настоящем законопроекте речь идет именно о поддержке малого бизнеса, однако, учитывая сложность подготовки законодательной базы для исламского банкинга и отсутствие в России подготовленного рынка оборота исламских финансов (например, в Индонезии наряду с собственно исламскими банками действует сеть исламских страховых компаний), логичнее было бы делать ставку на развитие светских инструментов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.

Кроме того, в Индонезии исламский банкинг служит для привлечения инвестиций ближневосточных стран. Именно в связи с этим индонезийская правительственная структура – Служба финансовых властей подготовила «дорожную карту», согласно которой к 2023 году доля исламских банков должна вырасти в три раза и достичь порога в 15%. Одновременно проводится политика по ограничению предельно допустимого участия иностранного капитала в деятельности исламских банков. В настоящий момент потолок – 40%.

Нельзя забывать и о политической мотивированности развития исламского банкинга в Индонезии. И этот факт до сих пор сохраняет свою актуальность: в июне 2015 года президент страны Джоко Видодо объявил о старте программы «Я люблю исламский банкинг». Подобные действия руководства страны обусловлены как внутри-, так и внешнеполитическими потребностями развития государства. Властям страны нужно выстраивать отношения с влиятельными исламскими политическими партиями и их лидерами и не терять недавно завоеванных позиций в межгосударственной Организации исламского сотрудничества.

Все эти факторы отсутствуют в России, поэтому даже применение опыта далекой, но экономически быстро развивающейся страны вряд ли даст схожие положительные результаты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1351
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1637
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1688
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1320

Другие новости