«Инквизитор» Людвиг Мюллер, кажется, не совсем согласен с тем, что «исповедальня – это не камера пыток». Фото Reuters
Глава ватиканской Конгрегации вероучения кардинал Герхард Людвиг Мюллер этой зимой дал по меньшей мере три больших интервью. Последнее (на данный момент) вышло в начале февраля. Журналистов в первую очередь интересовала реакция консервативных католических кругов на папское апостольское увещевание «Amoris laetitia», а точнее – на ту его часть, в которой речь шла о возможности причащать разведенных и повторно вступивших в брак верующих.
Еще осенью 2016 года четверо кардиналов – Рэймонд Бёрк, Карло Каффарра, Вальтер Брандмюллер и Йоахим Майснер – написали папе Римскому Франциску письмо. Они просили его разъяснить, действительно ли католиков, живущих «в грехе» (то есть вступивших в повторный гражданский брак), можно причащать, действительно ли грех перестал быть грехом, а с документами прежних понтификов, в частности Иоанна Павла II, можно не считаться. Папа Франциск ответа кардиналам не дал. Тогда они передали текст письма для публикации в СМИ, а Рэймонд Бёрк даже заявил, что им придется «братски скорректировать» положения «Amoris laetitia», если понтифик не отзовется.
Тут на арену и вышел кардинал Мюллер. Он заявил, что «не дело епископов интерпретировать слова папы». Ни в какой братской коррекции, которую предписывал святой Фома Аквинский, «Amoris laetitia», по словам Мюллера, не нуждается, потому что не затрагивает фундамента веры. Церковь не признает разводов. Она может лишь при определенных условиях признать брак недействительным и разрешить верующим вступить в него еще раз. Или же мужчина и женщина, вступившие в брак вторично, должны покаяться и жить «как брат и сестра». Тогда их можно будет допустить к причастию. Папское увещевание, считает кардинал Мюллер, этому не противоречит, а слова о том, что «не все случаи одинаковы», не стоит понимать как либерализацию доктрины.
Все положения «Amoris laetitia» вполне ясны, считает глава Конгрегации вероучения (в начале XX века его называли бы инквизитором, так как до 1908 года это ватиканское ведомство называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, а еще ранее, до 1542 года, – Священная римская инквизиция). Но пока он рассказывал об этом журналистам и грозил пальцем тем, кто вынес сор из избы и опубликовал кардинальское письмо, в Церкви нашлись иерархи, для которых папское увещевание – тоже «очень ясный» текст, просто понимать его нужно совсем не так, как это делает Мюллер. В начале февраля с.г. Конференция католических епископов Германии опубликовала свой документ о том, как воплощать в жизнь положения «Amoris laetitia». Этот текст можно считать своего рода либеральным манифестом.
Немецкие епископы во главе с архиепископом Мюнхенским кардиналом Райнхардом Марксом цитируют слова папы Франциска о том, что «исповедальня – не камера пыток, а причастие – это лекарство для слабых, а не награда для безупречных». Они убеждены, что подход к каждому случаю развода и повторного брака должен быть индивидуальным. Пастырь должен уметь различить, в каком случае требуется доктринальная строгость, а в каком она лишь навредит душам.
Райнхард Маркс заявил журналистам, что документ принимали «единодушно». Секрет этого единодушия хотелось бы знать: католические новостные агентства приводят имена и высказывания по меньшей мере 10 немецких иерархов, выступающих за сохранение статус-кво и против причащения разведенных. Среди них – авторы письма к папе кардиналы Майснер и Брандмюллер, оба пребывающие на покое. Среди них и бывший глава Папского совета Cor unum кардинал Пауль Кордес. Они с Марксом принадлежат к разным идейным группировкам внутри Церкви и не раз пикировались в прессе. Впрочем, и кардиналу Мюллеру приходилось уже отвечать в СМИ на громкие заявления архиепископа Мюнхенского. Похоже, теперь ему придется это делать вновь.
Памятна публичная полемика, разгоревшаяся весной 2015 года. На одной из пресс-конференций кардинал Маркс вдруг заявил, что Церковь в Германии готова «пойти своим путем», что ее не нужно воспринимать как «ответвление Рима». «Свой путь», в частности, предполагал, что немецкие епископы сами решат, как им поступать с разведенными католиками – причащать их или нет. Нынешний документ, кажется, логически вытекает из той декларации двухгодичной давности.
Кардинал Мюллер тогда не оставил выступление кардинала Маркса без внимания. В интервью французскому еженедельнику Famille Chretienne он заявил: «Национальная конференция епископов – это не особый совет. Ее председатель (в данном случае это кардинал Маркс. – «НГР») – не более чем технический модератор, не обладающий вероучительными полномочиями». Идею делегировать национальной конференции право принимать доктринальные или дисциплинарные решения в отношении брака и семьи кардинал Мюллер назвал «антикатолической» и «неуважительной» по отношению к Церкви.
Высказался и кардинал Пауль Кордес, опубликовавший открытое письмо в немецкой католической газете Tagespost. Речи Маркса он назвал «достойными деревенской пивной», а «антиримский инстинкт» – присущим европейскому Северу проявлением центробежных сил, грозящих разрушением церковному единству». Другими словами, консервативные соотечественники весной 2015 года обвиняли Райнхарда Маркса в желании расколоть Церковь и нетерпеливости: в конце концов не за горами была вторая осенняя сессия Синода по делам семьи. «Amoris laetitia» – это своего рода сумма папских раздумий над итогами Синода.
Прошло почти два года, и за это время случилось многое. Папа осенью 2015 года облегчил громоздкую процедуру признания браков недействительными, и многие увидели в этом победу кардинала Маркса над кардиналом Мюллером. Консерваторы на Синоде во многом переиграли реформистов, прижав Франциска к стене: либо папа объявляет себя либералом, либо все остается по-прежнему. «Amoris laetitia», кажется, окончательно разбросало иерархов по трем лагерям: сторонников реформ (порой порывистых), лояльных консерваторов и радикальных консерваторов вроде кардинала Бёрка.
За кого же сам понтифик – за «красных» или за «белых»? Быть может, он вовсе не отмалчивается, а говорит голосом своего «инквизитора» кардинала Мюллера? Однако Герхард Мюллер не входит в особый Папский совет из девяти кардиналов. Он – член курии, которую Франциск с самого начала воспринимает как вспомогательный аппарат для папского служения. Зато кардинал Маркс в круг избранных входит. И на вторую сессию Синода он приезжал вместе с другим немецким иерархом-либералом – епископом Оснабрюка Францом-Йозефом Боде, ожидающим «смены парадигм» в учении Церкви. И слова о «камере пыток» и «лекарстве для слабых» – папские, и понимать их все же куда проще так, как это делает кардинал Маркс, а не кардинал Мюллер.