Кардинал Казимеж Ныч призвал открыть гуманитарные коридоры для беженцев. Фото Reuters
Великий пост в Польше начался с того, что в храмах Варшавской епархии зачитали обращение местного архиепископа кардинала Казимежа Ныча. Обращение получилось развернутым – с призывами к покаянию, молитве и милосердию, отсылками к «Преступлению и наказанию» Достоевского. Однако наибольший резонанс вызвали слова кардинала о помощи сирийским беженцам.
Казимеж Ныч рассказал о программе «Семья – семье». Суть ее в том, что польские католические семьи берут под опеку сирийские и поддерживают их материально. Однако эту программу кардинал считает лишь первым шагом в деле помощи беженцам. «Мы надеемся, – написал он в своем обращении, – что следующим шагом станет открытие гуманитарных коридоров. Эта программа предполагает, что Польша примет несколько сотен беженцев, нуждающихся в лечении и срочной помощи, необходимой для выживания». Кардинал Ныч подчеркнул, что реализовать такую программу готовы и католические благотворительные организации (прежде всего Caritas) и власти некоторых регионов. Нет лишь согласия государственной власти.
«Речь идет о сочувствии и милосердии, о которых говорит Иисус в заповедях блаженства и о которых напоминал нам святой Иоанн Павел II, – считает архиепископ Варшавский. – Речь идет о значимом символе нашей способности сопереживать людям, радикально нуждающимся в помощи. Речь также идет о том, как в мире будут воспринимать Польшу и Католическую церковь в Польше».
Казимеж Ныч – не первый польский иерарх, добивающийся открытия гуманитарных коридоров в стране. Председатель конференции католических епископов Польши архиепископ Познаньский Станислав Гондецкий еще осенью заявлял, что программу переселения нескольких десятков (тогда речь шла о десятках!) сирийских беженцев невозможно запустить из-за «сопротивления власти». Между тем власть в лице партии «Закон и справедливость» («ЗиС») неоднократно и однозначно заявляла, что размещать в Польше беженцев из Сирии не станет. Так, по словам министра внутренних дел Мариуша Блашчака, проблемы, с которыми сталкиваются другие европейские страны, «являются результатом многолетней политики мультикультурализма и приема иммигрантов, которые не в состоянии интегрироваться в общество. Правительство «ЗиС» придерживается другой политики, тогда как прежняя власть (имеется в виду период правления партии «Гражданская платформа». – «НГР») хотела принять беженцев».
Польский епископат с лета прошлого года ведет диалог с МВД. Министерство объясняет свое нежелание открывать гуманитарные коридоры тем, что не имеет возможности проверить всех беженцев на принадлежность к террористическим организациям. Епископ Кшиштоф Задарко в связи с этим побывал в Италии, где коридоры открыли. По его словам, власти установили лимит в тысячу виз. Речь шла прежде всего об инвалидах, семьях, оставшихся без кормильца, людях, преследуемых по религиозным причинам. Проверка документов заняла месяц. «То же самое можно было бы сделать и в Польше, – считает епископ. – Только помогать пришлось бы всего 40–50 людям».
Мэр Сопота Яцек Карновский и мэр Гданьска Павел Адамович, между тем, заявили, что их города готовы принять беженцев из Сирии. Адамович аргументировал это тем, что лагеря беженцев в Турции и Иордании, где находятся тысячи сирот, как раз и создают атмосферу фрустрации и ненависти. Дети, побывавшие в этих лагерях, по мнению мэра Гданьска, «захотят потом отыграться на бесчувственном мире».
Премьер-министр Польши Беата Шидло подобные заявления считает политической игрой. Неудивительно: и Карновский, и Адамович – оппозиционеры. По мнению Шидло, на теме беженцев нельзя спекулировать, им нужно помогать, но помощь должна быть конкретной, лучше всего финансовой, а еще лучше – на месте, то есть в самой Сирии и лагерях в Ливане, Турции и Иордании. После того как кардинал Ныч распространил свое обращение, премьер-министр созвала пресс-конференцию и сообщила, что польское правительство при посредничестве организации «Помощь Церкви в нужде» передаст 3 млн евро на строительство больницы в Алеппо. Тем самым власть хотела подчеркнуть, что и беженцам она помогает не словом, а делом и с церковными структурами взаимодействует очень плотно.
Журналист Томаш Кшижак из газеты Rzeczpospolita написал в связи с этим, что само правительство занято имиджевыми играми, в которых оно упрекает других. «Помощь Церкви в нужде», по его словам, действительно является известной международной организацией, но в Польше у нее нет мандата на то, чтобы выступать от имени Церкви и епископата. Между тем предложения епископата совершенно конкретны – создание гуманитарных коридоров при посредничестве Caritas. Другими словами, власть вовсе не взаимодействует с Церковью, а пытается идти своим путем.
Кшижак прокомментировал и выступление францисканца Фераса Лофти, участвовавшего в пресс-конференции вместе с Беатой Шидло. Лофти заявил, что для жителей Алеппо гуманитарные коридоры уже не актуальны, так как город освобожден. Польский журналист, в свою очередь, пишет, что подобные утверждения уводят в сторону от действительной проблемы. Ведь в Польшу предлагают перевезти беженцев из ливанских лагерей, а не из самого Алеппо.
Rzeczpospolita также заказала социологический опрос, из результатов которого следует, что 54% поляков считают помощь, оказываемую их государством жертвам конфликтов на Ближнем Востоке, недостаточной. Газета делает вывод, что отношение граждан страны к беженцам меняется, что «на место страха перед лавиной исламизации приходят христианские милосердие и солидарность». В издании считают, что правительство пытается усидеть на двух стульях: с одной стороны, сохранить верность своему ядерному, антиисламски настроенному, электорату, с другой – учесть тенденции в общественном мнении.
Отказываясь от гуманитарных коридоров, власть прибегает и к довольно оригинальным аргументам. Так, по словам главы аппарата премьер-министра Беаты Кемпы, «все, кто знаком с исламской культурой, хорошо понимают, что дети, которых мы примем здесь и будем лечить, уже не смогут вернуться в свои семьи, потому что они находились среди так называемых неверных».
Партия «Закон и справедливость» – правопопулистская, и она всегда в период выборов могла рассчитывать на поддержку польского епископата, который предпочитал структуру братьев Качиньских более гибким и либеральным в плане общественной этики «Гражданской платформе» и социал-демократам. Сейчас же можно говорить чуть ли не о первом в современной польской истории случае, когда епископат и «ЗиС» ведут политическую борьбу. Как итог, партия власти может опираться лишь на довольно специфические, если не сказать, маргинальные католические круги, например, на «Радио Мария» Тадеуша Рыдзыка. Впрочем, политическое влияние Рыдзыка в Польше сопоставимо, если не превосходит влияние официальных иерархов.
Епископат в своей публичной позиции опирается на папу Римского Франциска. Он неоднократно призывал власти разных стран открывать гуманитарные коридоры для беженцев. Сделал он это и прошлым летом, когда приезжал в Краков на Всемирные дни католической молодежи. Правые публицисты отреагировали на эти призывы крайне агрессивно, не стесняясь в словах, что было бы совершенно непредставимо в случае с Иоанном Павлом II, да и Бенедиктом XVI. Самые спокойные обвинения сводились к отсутствию здравого смысла. Известный католический публицист Шимон Головня из умеренно-либерального еженедельника Tygodnik powszechny ответил на это, что в евангельском учении ничего не говорится о здравом смысле, зато говорится о милосердии. Примерно в этом ключе сейчас и развивается дискуссия между правящей партией и епископатом.