0
7577
Газета Тенденции Интернет-версия

05.11.2019 19:17:00

Рейтинг доверия церковным организациям в мире падает

Религиозные институты становятся частью гражданского общества себе во вред

Тэги: социология, церковь, доверие, опрос, левадацентр, рейтинг, россия, греция, украина, синод, элладская церковь, архиепископ иероним II, петр порошенко, владимир зеленский, пцу, рпц, сша, московский патриархат, константинопольский патриархат


социология, церковь, доверие, опрос, левада-центр, рейтинг, россия, греция, украина, синод, элладская церковь, архиепископ иероним II, петр порошенко, владимир зеленский, пцу, рпц, сша, московский патриархат, константинопольский патриархат Участие церквей в политической борьбе на постсоветском пространстве снижает доверие к ним граждан. Фото с сайта www.pomisna.info

Согласно результатам социологических опросов, которые в октябре были проведены в России, Украине и Греции, общественное доверие религиозным организациям в этих странах падает. Одновременно церкви стали больше ассоциировать с гражданскими, нежели духовными институтами. Религиоведы и социологи считают, что изменение рейтинга доверия церкви в России связано прежде всего с напряженной ситуацией в православном мире в целом, разрывом евхаристического общения между Московским и Константинопольским патриархатами, медиаскандалами и не вполне удачными PR‑акциями РПЦ. А вот намного более выраженное увеличение недоверия к церкви в Украине обусловлено во многом политизацией религии при бывшем президенте страны Петре Порошенко, а также усилением межконфессиональной вражды среди противоборствующих православных общин.

В конце октября аналитический исследовательский центр Юрия Левады опубликовал рейтинг институционального доверия россиян. Согласно результатам опроса, за последний год доверие церкви и религиозным организациям у россиян снизилось на 8%. Если с 2008 по 2018 год к духовным институтам благоволили 48% жителей России, то к октябрю нынешнего года на вопрос, заслуживает ли церковь доверия, положительно ответили лишь 40% респондентов. При этом уверенность, что доверия церковь «не вполне заслуживает», в этом году высказали 24% опрошенных против 19% в прошлом году. А графу «совсем не заслуживает» сегодня отметили 22%. В 2018 году таковых было лишь 18%.

Примерно в одно время с опросом Левада‑Центра подобные вопросы гражданам своей страны задавали социологи украинской исследовательской организации «Рейтинг». Лишь 25% респондентов целиком благосклонны к церкви, «скорее доверяют, чем нет» – 31%, «скорее не доверяют» и «совсем не доверяют» – 12% и 16% соответственно. С одной стороны, по сравнению с Россией украинский церковный институт оказался в более выигрышной ситуации: 56% против 40%. С другой – если сравнить эти цифры с результатами опроса восьмилетней давности, то в 2011 году церкви в Незалежной доверяли 68% граждан. То есть за эти годы церковная институция в Украине потеряла симпатии 12% населения, тогда как в России – только 8%. Любопытно, что в 2017 году церкви в Украине доверяли 64%, через год – 57%. После создания Православной церкви Украины (ПЦУ), которая, по мнению Порошенко, должна была стать мощным объединяющим национальным фактором, уверенность украинцев в церкви возросла, но лишь на 1%.

Именно ПЦУ, а вернее, ее поддержка со стороны Элладской православной церкви (ЭПЦ) отчасти стала причиной стремительного обрушения рейтинга церкви в Греции. 12 октября в Афинах прошел Синод ЭПЦ, в ходе которого практически была признана украинская автокефалия (подробнее в «НГР» от 16.10.19). 23 октября греческое издание Orthodoxos Typos опубликовало данные, согласно которым доверие греков к церкви упало с 80 до 36%. Среди причин такого стремительного падения издание называет признание Элладской церковью нового самоназвания Северной Македонии, а также «использование Константинополем Элладской церкви в украинском вопросе».

По мнению руководителя Центра по изучению религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, результаты всех трех опросов свидетельствуют о том, что сегодня существует тенденция на утрачивание восприятия церковных организаций как только сакральных и духовных символов и безусловных авторитетов. Их чаще стали воспринимать как институты гражданского общества, заявил религиовед «НГР». «Например, полученный Левада‑Центром результат, на мой взгляд, не показал каких‑то радикальных изменений в отношении граждан к церкви. Это скорее колебания настроений. И общее объяснение я вижу в том, что общество, наоборот, находится не в процессе отдаления от церкви, а в процессе самоопределения себя по отношению к религиозным институтам. А проценты снижаются, потому что общество приходит к некоторому балансу. В последнее десятилетие оно слишком тотально поддерживало православие, не зная, что это такое, и все опросы показывали, что 80–90% являются православными, уважают церковь как нечто сакральное. Сейчас же церковь перестает быть просто символом. Поэтому и происходит естественное снижение этих процентов. Однако, исходя из всех этих опросов, я не вижу потерю церковью своего статуса. Одно доверие снижается, другое доверие может концентрироваться и повышаться. Правда, доверие церкви как к гражданскому институту, особенно на уровне регионов, пока не измеряется».

Эксперт также подчеркнул, что процент доверия к религиозным организациям в Украине, который оказался выше, чем в России, вполне объясним. «В Украине и религиозность граждан, и их вовлеченность в практическую религиозную жизнь всегда были выше, чем в России. Если в России, когда спрашивают, доверяете ли вы церкви и уважаете ли ее, подразумевается преимущественно Московский патриархат, то на территории Украины церковь – это достаточно многообразное явление. Прежде всего это Украинская церковь Московского патриархата. Это может быть и новая поместная церковь, хотя скорее всего это больше виртуальная поддержка, поскольку по числу приходов она слабее, чем церковь Московского патриархата. Это также могут быть грекокатолики и даже протестанты. Более того, в Украине может быть такой феномен, как поддержка своей украинской православной церкви без конкретизации, какой именно», – заметил Лункин. По его мнению, гораздо больше об отношении к церкви как социальному институту в Украине свидетельствует процент потери доверия. «То, что он стал больше, говорит о том, что людям надоело вмешательство политиков в церковные вопросы, и произошла дискредитация православия. Доказательством этому стала победа на президентских выборах Владимира Зеленского, который иронично относился к церковной политике Порошенко и церковным разделениям», – добавил эксперт.

В конце октября были опубликованы данные авторитетного американского исследовательского центра Pew Research Center. Согласно им, за последние 10 лет количество американцев, считающих себя христианами сократилось на 12%, а число атеистов и агностиков за этот же период увеличилось почти на 10%. Так что можно сказать, что Россия и Украина хотя бы в этой сфере успешно догоняют США, а там, глядишь, и перегонят «безбожный Запад». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

ВСУ ищут шанс создать плацдармы на Херсонщине и в Крыму

Владимир Мухин

Европейские страны НАТО берут на себя координацию военной помощи Украине

0
2710
В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

В Киеве собираются вместе с Польшей создать газовый хаб

Наталья Приходко

Украина рассчитывает заработать на нероссийском топливе

0
2059
Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Вашингтону сейчас не до "разрядки" с Гаваной

Ирина Акимушкина

Почему восстановление дипломатических связей Кубы и США не привело к изменениям в двусторонних отношениях

0
1688
Французы хотят перехода к Шестой республике

Французы хотят перехода к Шестой республике

Юрий Паниев

Рейтинги руководителей страны обвалились до минимума

0
2137

Другие новости