0
7861
Газета Тенденции Интернет-версия

05.11.2019 19:17:00

Рейтинг доверия церковным организациям в мире падает

Религиозные институты становятся частью гражданского общества себе во вред

Тэги: социология, церковь, доверие, опрос, левадацентр, рейтинг, россия, греция, украина, синод, элладская церковь, архиепископ иероним II, петр порошенко, владимир зеленский, пцу, рпц, сша, московский патриархат, константинопольский патриархат


социология, церковь, доверие, опрос, левада-центр, рейтинг, россия, греция, украина, синод, элладская церковь, архиепископ иероним II, петр порошенко, владимир зеленский, пцу, рпц, сша, московский патриархат, константинопольский патриархат Участие церквей в политической борьбе на постсоветском пространстве снижает доверие к ним граждан. Фото с сайта www.pomisna.info

Согласно результатам социологических опросов, которые в октябре были проведены в России, Украине и Греции, общественное доверие религиозным организациям в этих странах падает. Одновременно церкви стали больше ассоциировать с гражданскими, нежели духовными институтами. Религиоведы и социологи считают, что изменение рейтинга доверия церкви в России связано прежде всего с напряженной ситуацией в православном мире в целом, разрывом евхаристического общения между Московским и Константинопольским патриархатами, медиаскандалами и не вполне удачными PR‑акциями РПЦ. А вот намного более выраженное увеличение недоверия к церкви в Украине обусловлено во многом политизацией религии при бывшем президенте страны Петре Порошенко, а также усилением межконфессиональной вражды среди противоборствующих православных общин.

В конце октября аналитический исследовательский центр Юрия Левады опубликовал рейтинг институционального доверия россиян. Согласно результатам опроса, за последний год доверие церкви и религиозным организациям у россиян снизилось на 8%. Если с 2008 по 2018 год к духовным институтам благоволили 48% жителей России, то к октябрю нынешнего года на вопрос, заслуживает ли церковь доверия, положительно ответили лишь 40% респондентов. При этом уверенность, что доверия церковь «не вполне заслуживает», в этом году высказали 24% опрошенных против 19% в прошлом году. А графу «совсем не заслуживает» сегодня отметили 22%. В 2018 году таковых было лишь 18%.

Примерно в одно время с опросом Левада‑Центра подобные вопросы гражданам своей страны задавали социологи украинской исследовательской организации «Рейтинг». Лишь 25% респондентов целиком благосклонны к церкви, «скорее доверяют, чем нет» – 31%, «скорее не доверяют» и «совсем не доверяют» – 12% и 16% соответственно. С одной стороны, по сравнению с Россией украинский церковный институт оказался в более выигрышной ситуации: 56% против 40%. С другой – если сравнить эти цифры с результатами опроса восьмилетней давности, то в 2011 году церкви в Незалежной доверяли 68% граждан. То есть за эти годы церковная институция в Украине потеряла симпатии 12% населения, тогда как в России – только 8%. Любопытно, что в 2017 году церкви в Украине доверяли 64%, через год – 57%. После создания Православной церкви Украины (ПЦУ), которая, по мнению Порошенко, должна была стать мощным объединяющим национальным фактором, уверенность украинцев в церкви возросла, но лишь на 1%.

Именно ПЦУ, а вернее, ее поддержка со стороны Элладской православной церкви (ЭПЦ) отчасти стала причиной стремительного обрушения рейтинга церкви в Греции. 12 октября в Афинах прошел Синод ЭПЦ, в ходе которого практически была признана украинская автокефалия (подробнее в «НГР» от 16.10.19). 23 октября греческое издание Orthodoxos Typos опубликовало данные, согласно которым доверие греков к церкви упало с 80 до 36%. Среди причин такого стремительного падения издание называет признание Элладской церковью нового самоназвания Северной Македонии, а также «использование Константинополем Элладской церкви в украинском вопросе».

По мнению руководителя Центра по изучению религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, результаты всех трех опросов свидетельствуют о том, что сегодня существует тенденция на утрачивание восприятия церковных организаций как только сакральных и духовных символов и безусловных авторитетов. Их чаще стали воспринимать как институты гражданского общества, заявил религиовед «НГР». «Например, полученный Левада‑Центром результат, на мой взгляд, не показал каких‑то радикальных изменений в отношении граждан к церкви. Это скорее колебания настроений. И общее объяснение я вижу в том, что общество, наоборот, находится не в процессе отдаления от церкви, а в процессе самоопределения себя по отношению к религиозным институтам. А проценты снижаются, потому что общество приходит к некоторому балансу. В последнее десятилетие оно слишком тотально поддерживало православие, не зная, что это такое, и все опросы показывали, что 80–90% являются православными, уважают церковь как нечто сакральное. Сейчас же церковь перестает быть просто символом. Поэтому и происходит естественное снижение этих процентов. Однако, исходя из всех этих опросов, я не вижу потерю церковью своего статуса. Одно доверие снижается, другое доверие может концентрироваться и повышаться. Правда, доверие церкви как к гражданскому институту, особенно на уровне регионов, пока не измеряется».

Эксперт также подчеркнул, что процент доверия к религиозным организациям в Украине, который оказался выше, чем в России, вполне объясним. «В Украине и религиозность граждан, и их вовлеченность в практическую религиозную жизнь всегда были выше, чем в России. Если в России, когда спрашивают, доверяете ли вы церкви и уважаете ли ее, подразумевается преимущественно Московский патриархат, то на территории Украины церковь – это достаточно многообразное явление. Прежде всего это Украинская церковь Московского патриархата. Это может быть и новая поместная церковь, хотя скорее всего это больше виртуальная поддержка, поскольку по числу приходов она слабее, чем церковь Московского патриархата. Это также могут быть грекокатолики и даже протестанты. Более того, в Украине может быть такой феномен, как поддержка своей украинской православной церкви без конкретизации, какой именно», – заметил Лункин. По его мнению, гораздо больше об отношении к церкви как социальному институту в Украине свидетельствует процент потери доверия. «То, что он стал больше, говорит о том, что людям надоело вмешательство политиков в церковные вопросы, и произошла дискредитация православия. Доказательством этому стала победа на президентских выборах Владимира Зеленского, который иронично относился к церковной политике Порошенко и церковным разделениям», – добавил эксперт.

В конце октября были опубликованы данные авторитетного американского исследовательского центра Pew Research Center. Согласно им, за последние 10 лет количество американцев, считающих себя христианами сократилось на 12%, а число атеистов и агностиков за этот же период увеличилось почти на 10%. Так что можно сказать, что Россия и Украина хотя бы в этой сфере успешно догоняют США, а там, глядишь, и перегонят «безбожный Запад». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Американцы признают, что проигрывают лунную гонку Китаю

Михаил Сергеев

Планы США по высадке астронавтов на спутник Земли не имеют смысла, заявляет экс-директор NASA

0
2317
Бюджет Пентагона рассчитан на сдерживание России и КНР

Бюджет Пентагона рассчитан на сдерживание России и КНР

Владимир Скосырев

Геннадий Петров

Оборонное ведомство планирует ограничивать Пекин с помощью союзников Соединенных Штатов

0
1582
Прекращению конфликта на Украине мешает его интернационализация

Прекращению конфликта на Украине мешает его интернационализация

Владимир Мухин

Наемники из Латинской Америки включаются в состав ВСУ с неожиданными целями

0
2531
Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Белый дом начал использовать нефть как оружие против Мадуро

Надежда Мельникова

Соединенные Штаты перешли от борьбы с венесуэльским наркотрафиком к захватам танкеров

0
1847