Джузеппе Пиньятоне судил-судил, а теперь и сам судим. Фото Reuters |
Как поясняют СМИ, судебное разбирательство затрагивает в числе прочего события 1992 года, когда сицилийская мафия убила судей Паоло Борселлино и Джованни Фальконе. Погибшие юристы возглавляли борьбу с «Коза ностра», ответственной за нападения, вымогательство, незаконный оборот наркотиков и отмывание денег в Италии в 1990-х годах. Оба судьи, выступавшие против мафии, а также их жены и несколько членов их эскорта погибли в результате взрыва бомбы, заложенной в автомобили киллерами преступной организации.
Пиньятоне в то время был заместителем прокурора в Палермо и предположительно вмешался, чтобы добиться прекращения расследования в отношении организации. В 1997 году, когда он еще находился в Палермо, прокуратура Кальтаниссетты уже подозревала его и еще нескольких человек в злоупотреблениях и подделке судебных документов. Однако дело было закрыто в 2000 году за отсутствием доказательств.
Сегодня 75-летний юрист известен своей удачной карьерой в системе правосудия. После Палермо Пиньятоне был прокурором Рима. А с 2019 года он председатель одного из ватиканских трибуналов. Ему поручили расследование исчезновения 22 июня 1983 года Эмануэлы Орланди, 15‑летней дочери служащего при Святом престоле Эрколе Орланди (подробнее в «НГР» от 16.05.12 и 17.07.19). Несмотря на ряд громких заявлений того времени, дело до сих пор остается нераскрытым. Брат Эмануэлы уверен, что Ватикан намеренно затягивает поиски. При этом Пиньятоне еще в должности главного прокурора Рима занимался пропажей Орланди.
Нынешнее дело Пиньятоне примечательно еще и тем, что в самом граде-государстве вот уже несколько лет существует проект по борьбе с мафией. Впервые о необходимости такой кампании Ватикан объявил еще в начале 1990-х годов. В Италии до сих пор в том или ином виде существуют три крупных мафиозных сообщества. Одно из них – Ндрангета – действует в Калабрии, одной из самых бедных провинций страны. Второе, Каморра, – в Неаполе. Третье – легендарная «Коза ностра», о верхушке которой была снята кинолента «Крестный отец». В отличие от других кланов сицилийский имеет наиболее строгую структуру и иерархию. Она состоит из групп, называемых «семьями» (famiglia), которые, в свою очередь, подчиняются так называемому крестному отцу – padrino.
Осуществление церковного антимафиозного проекта было доверено иезуитам. Член этого ордена священник Бартоломео Сордже создал в Палермо школу политического образования. Ее выпускники – а это более 500 человек – в результате победы на выборах стали руководителями местных органов самоуправления, что закрыло для мафиози доступ к финансовым средствам. В итоге сицилийская «Коза ностра» заметно утратила свое влияние в регионе. Папа Франциск, который также состоит в обществе иезуитов, продолжает свой крестовый поход против мафии. В июне 2014 года он отлучил от церкви всех членов преступной группировки клана Ндрангета.
В 2021 году архиепископ сицилийского города Катании Сальваторе Гристина, не без благословения Святого престола, принял решение временно упразднить институт крестных отцов и матерей для тех, кто принимает таинства крещения или миропомазания (в Католической церкви эти обряды разведены по времени). «В нынешнем общественно-церковном контексте присутствие крестных матерей и отцов часто становится своеобразной формальностью или социальной традицией, при этом затемняется их духовное измерение. Кроме того, сложная семейная ситуация кандидатов на эту роль еще больше затрудняет выбор. Согласно вековой традиции церкви, восприемники должны сопровождать крестника и быть ему помощью на духовном пути. Присутствия крестных требует не совершение обряда как такового, а именно эта миссия, поэтому крестные должны быть людьми твердой веры, способными и готовыми укреплять на пути христианской жизни», – объяснил прелат. Гристина добавил, что католический Кодекс канонического права не предписывает обязательного наличия крестных.
Ватикан пока никак не прокомментировал «дело Пиньятоне». Впрочем, Святому престолу сейчас не до этого. Также этим летом град-государство впервые предстал перед английским судом по обвинению в предъявлении британскому бизнесмену «бессвязных и запутанных» обвинений в связи с лондонской сделкой по недвижимости. Речь идет об «историческом процессе», который длился 2,5 года и был завершен в декабре 2023 года. Тогда суд Ватикана привлек к ответственности десять человек, среди которых был кардинал Джованни Анджело Беччу (подробнее в «НГР» от 20.12.23).
В 2012 году Ватикан приобрел долю в элитном здании на Слоун-авеню (Лондон) за 165 млн долл. Позже выяснилось, что огромную прибыль от девелоперского проекта получил люксембургский инвестиционный фонд Athena Capital, которым владеет британский финансист Раффаэль Минчионе. В 2014-м Athena продала миноритарную долю в проекте фонду, которым компания управляла в интересах Ватикана. На счета Athena Capital были переведены 200 млн долл. со счетов Ватикана в Швейцарии, которые контролируются Государственным секретариатом Святого престола. Оказалось, что вложены были деньги из фонда пожертвований. Все инвестиции Ватикана тогда одобрял лично кардинал Беччу, который в середине 2010-х годов занимал в Государственном секретариате должность sostituto, или чиновника второго ранга, и отвечал за хозяйственные вопросы.
Как и Беччу, Минчионе также был приговорен трибуналом к пяти с половиной годам тюремного заключения. Британский финансист сейчас пытается обжаловать это решение. Он подал апелляцию в Высокий суд Англии и Уэльса и потребовал возбудить дело против государственного секретариата Ватикана. Бизнесмен утверждает, что Святой престол прекрасно осознавал риски своих инвестиций и понимал условия сделок, которые, по их словам, были одобрены высшими должностными лицами, включая папу Франциска.
В начале июля состоялись первые слушания гражданского судопроизводства, в ходе которых от града-государства выступил архиепископ Эдгар Пенья Парра, заместитель государственного секретаря Святого престола. В частности, он заявил, что Ватикан стал «жертвой серьезного мошенничества» при покупке лондонской недвижимости. Любопытно, что ватиканский суд по делу о лондонский сделке вел как раз Джузеппе Пиньятоне. Однако пока непонятно, будут ли английские арбитры предъявлять претензии ему персонально.n
комментарии(0)