0
2474
Газета Реалии Интернет-версия

14.11.2008 00:00:00

Небесный щит для Содружества Независимых Государств

Александр Кузнецов

Об авторе: Александр Кузнецов - генерал-майор авиации запаса, заслуженный военный летчик.

Тэги: пво, одкб, ос, снг


пво, одкб, ос, снг На учениях войск противовоздушной обороны.
Фото из книги "Оружие России"

На прошедшем недавно заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству президент Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил: «Новые возможности – и для нас это, возможно, одно из центральных направлений сотрудничества – открываются в ходе наших контактов со странами ОДКБ, в первую очередь в ходе работы по созданию совместной системы ПВО и региональной системы связи и управления группировками ОДКБ».

ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ ГОТОВЫ

Уточним, что, несмотря на некоторые комментарии в СМИ, тема совместной системы противовоздушной обороны Организации Договора о коллективной безопасности не нова. Работа по ее созданию является одним из основных направлений коалиционного военного строительства, утвержденных Советом коллективной безопасности ОДКБ еще в июне 2004 года. Спустя год тот же орган принял решение о развитии и совершенствовании противовоздушной обороны государств – членов организации в формате Объединенной системы (ОС) ПВО СНГ на основе следующих дополнительных принципов:

– обеспечение возможности создания объединенных группировок войск, выполняющих задачи противовоздушной обороны в регионах коллективной безопасности;

– обеспечение в регионах коллективной безопасности совместного применения войск, сил и средств, выполняющих задачи противовоздушной обороны государств – членов ОДКБ во всем воздушном пространстве регионов по единому замыслу и плану;

– централизованное управление войсками, силами и средствами противовоздушной обороны государств – членов организации.

28 ноября 2006 года Советом глав государств СНГ утвержден документ «О привлечении Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств к развитию и совершенствованию противовоздушной обороны государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в формате объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств». В сентябре 2007 года в Бишкеке Совет министров обороны ОДКБ принял решение «О дополнительных функциях, возлагаемых на Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств».

Разработаны и прошли процедуру внутригосударственного согласования:

– проекты Соглашений о создании единых систем противовоздушной обороны государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности Восточноевропейского, Кавказского и Центрально-Азиатского регионов коллективной безопасности;

– проекты Положений о единых региональных системах противовоздушной обороны в Восточноевропейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности;

– проект Положения о Единой системе противовоздушной обороны государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Все перечисленные проекты документов, сообщили «НВО» в Секретариате организации, находятся в достаточно высокой степени готовности для рассмотрения их уставными органами ОДКБ.

ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМАТА

Уточним, что перевод деятельности структуры СНГ в формат ОДКБ применяется не впервые. Так, в свое время, прекратившая практическую деятельность в рамках Содружества Комиссия по военно-техническому сотрудничеству возродилась в 2005 году в формате Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) ОДКБ. Да что комиссия, если даже главный военный орган ОДКБ – Объединенный штаб и тот стал самостоятельной структурной единицей путем деления штаба по координации военного сотрудничества СНГ. Последний вскоре вообще прекратил существование.

По мнению ряда аналитиков, не исключено, что ситуация повторится: с созданием Совместной системы ПВО ОДКБ прекратит деятельность ОС ПВО СНГ. На ускорении процесса, безусловно, сказались августовские события в Южной Осетии. Впрочем, уточнили в Координационном комитете по вопросам ПВО при СМО СНГ, Грузия никогда не принимала участия в деятельности этой системы, а Киев даже не ратифицировал соглашение о ее создании. Тренировки расчетов ПВО Украины на российских полигонах проходили в рамках двухсторонних договоров. Таким образом, де-факто в ОС ПВО СНГ были Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Россия и Узбекистан. То есть государства – члены ОДКБ.

И именно с ними, сообщили в штабе главнокомандующего Военно-воздушными силами России, сегодня поддерживается режим обмена информацией: автоматизированный – между Центральным командным пунктом ВВС РФ, ЦКП ВВС и войск ПВО Белоруссии, ЦКП Сил воздушной обороны Казахстана, командным пунктом войск ПВО и ВВС Узбекистан (плюс командным пунктом войск ПВО Украины, но на основе двухстороннего российско-украинского договора); неавтоматизированный – с Таджикистаном, Арменией и Киргизией.

Однако строительство системы противовоздушной обороны ОДКБ, безусловно, будет проводиться с учетом опыта ОС ПВО СНГ. А потому напомним, что Объединенная система ПВО государств – участников СНГ была создана 10 февраля 1995 года для решения нескольких задач: обеспечение oxраны воздушных границ государств – участников Содружества в воздушном пространстве; совместный контроль за порядком использования воздушного пространства; оповещение государств-участников о воздушно-космической обстановке и предупреждение о ракетном и воздушном нападении; ведение согласованных действий войск противовоздушной обороны (ПВО и ВВС, Сил воздушной обороны) государств-участников по отражению воздушного нападения.

Основными условиями сотрудничества государств – участников Объединенной системы ПВО СНГ являлись следующие принципы:

– силы и средства ПВО каждого из государств-участников решают задачи по противовоздушной обороне своих территорий самостоятельно и во взаимодействии с войсками противовоздушной обороны сопредельных государств-участников;

– применение войск и сил по планам государств-участников и согласованному плану взаимодействия в интересах противовоздушной обороны всех государств-участников;

– оснащение войск ПВО государств-участников вооружением и военной техникой на основе согласованной военно-технической политики;

– взаимодействие сил и средств ОС ПВО на стыках государственных границ, а также в воздушном пространстве государств-участников;

– централизация оповещения и управления действиями сил и средств ОС ПВО с командных пунктов войск ПВО (ПВО и ВВС, Сил воздушной обороны) государств-участников и Центрального командного пункта ВВС Российской Федерации;

– единство основных требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке органов управления и войск ПВО (ПВО и ВВС) государств-участников.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНЫ

В Координационном комитете по вопросам ПВО при СМО СНГ сообщили, что за истекший с момента распада СССР период удалось фактически возродить противовоздушную оборону в Армении, Таджикистане и Киргизии.

Усилиями правительства, Минобороны и командования ВВС и войск ПВО Республики Беларусь удалось сохранить и успешно развивать систему противовоздушной обороны РБ, являющейся сегодня одной из самых мощных в Европе.

Достаточный и очень интересный опыт строительства системы противовоздушной обороны накоплен в Республике Казахстан, которая в настоящее время приступает к ее комплексной модернизации. И это, по мнению экспертов, является одним из важнейших факторов стратегической стабильности в Центральной Азии.

Оценивая сегодняшнее состояние системы ПВО государств – членов СНГ и ОДКБ, в Координационном комитете отметили, что системы управления и связи в целом позволяют совместно решать задачи противовоздушной обороны, в том числе в автоматизированном режиме.

«Предпринятыми усилиями сохранен взаимный обмен информацией между ЦКП ВВС Российской Федерации, ЦКП ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, ЦКП Сил воздушной обороны Республики Казахстан и командным пунктом Войск ПВО и ВВС Республики Узбекистан в автоматизированном режиме», – подчеркнули сотрудники комитета. И уточнили, что в Республике Беларусь и Республике Казахстан в различной стадии находятся работы по созданию собственных комплексов средств автоматизации и по оснащению ими командных пунктов. А по заказу Координационного комитета в рамках реализации общих программ совершенствования системы ПВО в России разрабатывается универсальный комплекс средств автоматизации КП и штаба оперативно-тактического звена объединенной системы ПВО, которым в перспективе могут быть оснащены командные пункты ПВО Армении, Таджикистана и Киргизии.

ВЫСШАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Высшей формой совместной деятельности в сфере противовоздушной обороны, безусловно, является организация совместного боевого дежурства.

В настоящее время, сообщили в Координационном комитете, организовано совместное боевое дежурство по ПВО с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном.

Функционирование системы совместного боевого дежурства позволяет получать информацию о воздушных объектах на западном направлении с удаления до 600–800 км, на южном направлении – до 1500 км, в том числе и в автоматизированном режиме; организовать поочередное дежурство подразделений РТВ государств, несущих совместное боевое дежурство, с включенными РЛС по графику, что ведет к значительной экономии сил и средств; использовать аэродромы взаимодействия государств, несущих совместное боевое дежурство, для посадки дежурных экипажей после выполнения боевой задачи при действиях на максимальную дальность или продолжительность полета.

Однако, как отмечают эксперты, практика совместного выполнения задач боевого дежурства за истекший период показала, что пространственное ограничение применения дежурных по противовоздушной обороне сил национальными границами существенно снижает их возможности по пресечению нарушений государственных границ в воздушном пространстве, оказанию помощи экипажам воздушных судов, терпящих бедствие, противодействию терроризму. Поэтому интегрирование национальных систем противовоздушной обороны в регионах коллективной безопасности сегодня становится требованием времени.

ОТ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ – К РЕАЛИЗАЦИИ

Расширение зоны действия в общем воздушном пространстве регионов коллективной безопасности позволит не только повысить возможности дежурных сил, но и обеспечить существенную экономию финансовых и материальных средств, расходуемых на указанные цели, уточнили офицеры ВВС и ПВО России.

Такое интегрирование, по мнению российских военных экспертов, целесообразно осуществлять путем создания региональных систем ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности. Правовой основой этого станут соответствующие межгосударственные соглашения, о проектах которых сообщили в Секретариате ОДКБ, и ряд двухсторонних документов. В частности, в настоящее время готовится к подписанию соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь.

В дальнейшем, по мнению специалистов, необходимо переходить к созданию региональных командных пунктов, утверждению и реализации схем управления и связи в соответствующих регионах.

Изложенный замысел развития объединенной системы ПВО потребует адекватного совершенствования и всех обеспечивающих систем. Так, совместное применение сил и средств противовоздушной обороны в едином воздушном пространстве невозможно без повседневного строительства систем управления и связи, организации применения войск по единым нормативам и стандартам. Выработка таких стандартов требует внедрения в практику деятельности войск согласованно разработанных уставных документов, соответствующих руководств и наставлений, совместного обучения и подготовки личного состава и боевых расчетов в учебных заведениях и центрах по согласованным учебным программам.

Кроме того, совместное применение соединений, частей и подразделений невозможно без организации их повседневного тактического взаимодействия, привлечения их к взаимному сотрудничеству, а также проведения совместных мероприятий тактической подготовки.

Другим важным направлением, обеспечивающим реализацию замысла развития объединенной системы ПВО, является проведение согласованной военно-технической политики, развитие систем вооружения, управления и связи по единым стандартам, обеспечивающим их совместное применение.

Анализ показывает, что для достижения успеха на данном направлении необходимо создание льготных условий для военно-технического сотрудничества. Во многом для государств – участников ОДКБ такие условия уже имеются, они обеспечены соответствующей нормативной базой, основу которой составляют соглашения о льготной подготовке кадров и о льготных принципах поставок вооружения и военной техники. Кроме того, в Секретариате ОДКБ не исключают, что в рамках утвержденного решением Совета коллективной безопасности в сентябре с.г. Положения о порядке разработки, финансирования и реализации целевых межгосударственных программ может быть создана целевая межгосударственная программа по развитию и совершенствованию противовоздушной обороны государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Каков возможный состав системы ПВО ОДКБ?

По оценкам Объединенного штаба ОДКБ и Координационного комитета по вопросам ПВО СНГ вряд ли он будет принципиально отличаться от сегодняшнего состава ОС ПВО СНГ. В настоящее время группировка войск последней в соответствии с решением Совета министров обороны государств – участников СНГ включает:

7 бригад противовоздушной обороны;

46 зенитных ракетных частей, имеющих на вооружении зенитные ракетные комплексы С-125, С-75, С-200 и С-300 различных модификаций;

23 части истребительной авиации, вооруженных истребителями МиГ-29, МиГ-31 и Су-27;

22 соединения и части радиотехнических войск;

2 подразделения РЭБ.

Пока более определенно можно сказать лишь о группировке ПВО Восточноевропейского региона коллективной безопасности, которая, по сути, повторит Единую региональная систему противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь.

Перечень военных органов управления, командных пунктов, объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав последней, будет утвержден совместно министрами обороны Российской Федерации и Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня вступления в силу соглашения. Но предполагается, что в ее состав войдут соединения и воинские части сторон, находящиеся на территории Республики Беларусь, Калининградского отдельного района и западных областей Российской Федерации. Боевой состав Единой региональной системы ПВО России и Беларуси предполагается следующий:

авиационных частей – 5;

зенитных ракетных частей – 10;

радиотехнических частей – 5;

частей радиоэлектронной борьбы – 1.

Единую региональную систему возглавит командующий объединением Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны одной из сторон, который после вступления в силу соглашения будет назначен на должность совместным указом президентов Российской Федерации и Республики Беларусь по представлению министров обороны обеих стран.

Порядок управления силами и средствами Военно-воздушных сил Российской Федерации и Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Республики Беларусь останется неизменным, а именно: управление своими силами и средствами, входящими в состав Единой региональной системы противовоздушной обороны от каждой из сторон, осуществляет главнокомандующий Военно-воздушными силами Вооруженных сил Российской Федерации и командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных сил Республики Беларусь соответственно.

Координация совместных действий соединений и воинских частей, выделенных в состав Единой региональной системы противовоздушной обороны, осуществляется с центрального командного пункта главнокомандующего Военно-воздушными силами Вооруженных сил Российской Федерации.

В угрожаемый период для управления Единой региональной системой противовоздушной обороны в составе объединенного командования региональной группировки войск (сил) Российской Федерации и Республики Беларусь создается объединенное командование Единой региональной системой противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь.

В перспективе, сообщили «НВО» в Секретариате ОДКБ, с созданием единых систем противовоздушной обороны государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в регионах коллективной безопасности дальнейшим шагом будет интегрирование сил и средств ПВО Организации в единую систему ПВО ОДКБ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1937
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1911
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
865
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1273

Другие новости