0
3332
Газета Реалии Интернет-версия

19.12.2008 00:00:00

"Спасти капрала Райта"

Евгений Матвеев

Об авторе: Евгений Николаевич Матвеев - военно-технический эксперт.

Тэги: афганистан, капрал, вертолет


афганистан, капрал, вертолет Вертолет над Кабулом. А вдруг он нужен в другой точке Афганистана?
Фото Reuters

Вот уже несколько месяцев европейские специалисты-вертолетчики бурно обсуждают одно событие, которое, правда, произошло... более двух лет тому назад. Однако дело в том, что в результате проведенного расследования стали известны некоторые подробности гибели в Афганистане британского капрала Марка Райта (Mark Wright). Они и взволновали экспертную общественность.

ЧЕРЕДА НЕПРОСТИТЕЛЬНЫХ ОШИБОК

Марк Уильям Райт родился 22 апреля 1979 года. Жил в Эдинбурге. В январе 1999 года завербовался в армию Соединенного Королевства. После прохождения курсов в октябре 1999 года был зачислен в 3-й батальон парашютного полка. За первые три года службы трижды направлялся в командировки в Северную Ирландию. В мае 2003 года его подразделение (одно из первых в части) было переброшено в Ирак. Там он стал наводчиком. Вернувшись из Ирака, получил звание капрала. Именно в качестве наводчика Райт в мае 2006 года и поехал в Афганистан.

Нужно сказать, что наводчик в Афгане – это очень тяжелая и опасная работа. Он всегда «на острие», поскольку должен в непосредственном контакте с противником (в условиях прямой видимости) корректировать огонь так, чтобы нанести максимальный урон врагам и не попасть по своим. Это был профессиональный солдат, перед поступком которого (а Райт спасал боевых товарищей) не стыдно склонить голову.

Гибель капрала – итог череды непростительных ошибок и отсутствия должного вертолетного обеспечения. Военнослужащие были ранены на минном поле. Из-за отсутствия батарей (зарядных устройств) связь между постами в XXI веке велась по 1–2 минуты в час, солдаты были вынуждены передавать сигналы выстрелами из стрелкового оружия. Из-за того, что свои вертолеты не были приспособлены для подъема раненых из опасной зоны, британцы ждали помощь почти четыре часа, пока их не вытащили американские винтокрылы. По закрученности сюжета трагические события 6 сентября 2006 года заслуживают своего фильма «Спасти капрала Райта».

Капрал Райт был одним из трех десятков британских военных, которые выполняли задачу по охране и обороне дамбы гидроузла в Каджаки на севере провинции Гельменд. Гидроэлектростанция, построенная американцами в 1975 году, имеет особое значение для Афганистана. Сегодня одна из турбин выдает 16 МВт, второй требуется ремонт, третью, мощностью 18,9 МВт, недавно доставили из КНР. Специалисты надеются в 2009 году запустить в работу все три турбины.

6 сентября небольшая группа (патруль) под командованием капрала Стюарта Хейла (Stuart Hale) выдвинулась в направлении кишлака для наблюдения за боевиками-талибами. Когда капрал перепрыгивал через ручей, слева сработала противопехотная мина. В результате подрыва Хейли потерял ногу. Он оказался в центре минного поля, несмотря на то что карта была совершенно «чистая» (информация о «забытом» минном поле была передана несколько месяцев назад, но ее так и не довели до подразделений и не зафиксировали на картах).

Спасательную команду возглавил капрал Райт. Это он сообщил командованию о необходимости присылки вертолета со спасательной лебедкой. А в ответ услышал, что такой машины нет. Командир батальона полковник Стюарт Туутал (Stuart Tootal), который координировал действия спасателей с КП, попытался запросить нужный для подобного случая американский винтокрыл. Но оказалось, что союзники смогут оказать помощь лишь через несколько часов. Полковник объяснил, что раненый военнослужащий истекает кровью на минном поле, а в ответ получил кучу вопросов о необходимости использования вертолетов Black Hawk. Туутала послали на уровень командования НАТО.

Полковнику ничего не оставалось, как направить на место происшествия британский вертолет Chinook без необходимого оборудования. В это же время спасательная команда попыталась перенести капрала Хейли в безопасное место. В ходе этой попытки другой капрал – Стюарт Пирсон (Stuart Person) наступил на мину и ему тоже оторвало ногу.

Когда спасатели заметили заходящий на посадку геликоптер, они закричали, принялись знаками показывать экипажу, что ему надо уходить: ведь мины способны сдетонировать под машиной. К сожалению, пилоты предупреждения не услышали, и вертолет сел, коснувшись задними колесами земли.

Летчики видят кричащих, жестикулирующих солдат, но к вертолету никто их них не подходит. Тогда, поняв, что творится что-то неладное, командир экипажа принимает решение взлетать. Во время отрыва машины от земли Райт своим телом закрыл раненых товарищей. И тут рванула еще одна мина! Основная доля заряда шрапнели досталась Марку...

Представители Минобороны Великобритании предположили, что Райт сам подорвался. Однако те, кто находился рядом, утверждают: когда вертолет взлетел, им показалось, что все уже позади, они огляделись, и в этот момент прогремел взрыв. Потом долгие часы они лежали на минном поле, а раненый Марк до последней минуты пытался шутить, чтобы приободрить боевых друзей. Спасение пришло, как уже говорилось, лишь через четыре часа в виде двух вертолетов армии США Black Hawk, которые подобрали раненых. К сожалению, Райт умер в полете по пути в госпиталь от шока.

Нужно отметить действия американских пилотов, которые проявили высочайшее профессиональное мастерство и истинное мужество, подняв раненых с минного поля. Они заслуживают всяческого уважения.

УРОКИ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ БРИТАНЦЕВ

Однако итог той боевой операции был печальным. В результате преступной халатности британские десантники оказались в «капкане», где без единого выстрела потеряли шесть человек ранеными и одного убитым, только чудом не пострадал вертолет, совершивший посадку на минное поле. Как и везде, исправляя чье-то головотяпство, рядовые рабочие войны проявили настоящий героизм, а чиновники бросились защищать честь мундира.

В официальном заявлении Минобороны Великобритании было сказано, что все британские вертолеты оборудованы спасательными лебедками, однако использование их для подъема пострадавших с минных полей не предполагалось из-за смертельного риска. Высшее командование заявляло, что британские войска располагают всеми необходимыми ресурсами для выполнения задач, с которыми они сталкиваются.

Подобные громкие заявления мы, российские ветераны горячих точек, тоже не раз слышали┘ А потом вывозили раненых «навалом» на полу Ми-8.

По итогам расследования были названы три основные причины гибели Марка Райта: недостаток в Афганистане соответствующих британских вертолетов, оборудованных лебедкой; нисходящий воздушный поток несущих винтов вертолета Chinook при посадке на минное поле; административные проволочки для отправки подходящего вертолета с лебедкой. Британская корона потеряла настоящего солдата по глупости, из-за недостатка снаряжения. Это слишком высокая плата за слабое вертолетное обеспечение.

Провал «9/6/6» (на американский манер 9 сентября – 9/11, 6 сентября 2006 – 9/6/6), в котором нельзя винить солдат-десантников и вертолетчиков, – это еще несколько серьезных уроков для военачальников и руководителей компаний ОПК. Кстати, не только зарубежных, но и отечественных.

Урок первый, наиболее очевидный – вертолет CH-47 Chinook не подходит для выполнения задач поисково-спасательного обеспечения боевых действий из-за слишком мощного воздушного потока несущих винтов. Именно воздушный поток НВ вертолета, который попытался выполнить посадку, привел к смещению боеприпасов и детонации мин, одна из которых смертельно ранила капрала Райта.

Второй урок. Экипаж вынужден был выполнить посадку из-за того, что вертолет не был оборудован спасательной лебедкой, поэтому не мог поднять раненого с висения.

Третий урок. У Великобритании не оказалось вертолета со спасательной лебедкой (что хорошо на бумаге, на деле – никак).

Четвертый урок – отсутствие планирования медицинской эвакуации британских военнослужащих с помощью вертолетов. Понадеялись, что есть другие подходящие винтокрылы международных сил безопасности в Афганистане, которыми можно воспользоваться по вызову.

Пятый урок заключается в том, что, работая в составе коалиционный войск в совместных операциях, каждая из сторон-участниц должна иметь свои собственные средства спасения. В боевых действиях всегда есть риски, которые должны просчитываться в мирное время.

Однако главный урок заключается в том, что тяжелые вертолеты создают мощный нисходящий воздушный поток и не подходят для выполнения спасательных задач. Нужны средние геликоптеры, оснащенные полным комплексом спасательных средств, в том числе лебедками.

Парадокс: капрала Райта убил Chinook, а мог спасти Black Hawk. На этом фоне американские ВВС собираются менять свои старенькие HH-60 Pave Hawk на новые HH-47 Chinook. Согласитесь, не лучший выбор (с их-то военным бюджетом), когда есть более подходящие машины.

Гибель Райта – урок для всех заказчиков вертолетов. «Первая скрипка» в будущих боевых действиях принадлежит не боевым и ударным, а поисково-спасательным винтокрылам, способным быстро найти и спасти, машинам, которые не погубят, а выручат из беды!

Капрала Марка Райта посмертно наградили «Георгиевским крестом» (George Cross). Семья, по некоторым данным, получит 20 тыс. фунтов стерлингов, в интернете организован сбор средств в помощь┘ А я смотрю на фотографию молодого улыбающегося британца, и мне кажется, что знаю Марка. Солдаты и руководители всех армий удивительно похожи друг на друга: одни спешат на помощь и гибнут, другие творят ошибки и оправдываются.

Немного статистики: по данным DASA (Defence Analytical Services Agency), тогда, в 2006 году, Великобритания потеряла 190 военнослужащих, в том числе 109 – сухопутные войска. Показатель смертности (число погибших на 100 тыс. человек) вырос по сравнению с 2005 годом с 81 до 93 (в основном за счет боевых действий в Ираке и Афганистане, соответственно с 14 до 44), из них 32% (каждый третий!) – это подрывы. С тех пор, к сожалению, реальных изменений так и не произошло, только в ноябре месяце этого года и только в Афганистане Соединенное Королевство лишилось еще 14 своих вооруженных защитников.

Вы спросите, а какое отношение к нам имеет гибель британского капрала в далеком Афганистане? Разве вам это ничего не напоминает: «забытое» минное поле – подрыв – отсутствие батарей для радиостанций – неподготовленный вертолет – бесконечное ожидание – смерть, когда помощь пришла, – циничные оправдания┘

Боевые действия в Южной Осетии в очередной раз подтвердили возросшее значение поисково-спасательных винтокрылых машин. В условиях мощного огневого противодействия российские вертолетчики ПСО сумели найти и спасти командира штурмового полка, который катапультировался из сбитого Су-25 на грузинской территории. Вот наши национальные герои!

А для тех, кто громче всех постоянно шумит о превосходстве «Аллигаторов» и «Ночных охотников» над «Апачами», предлагаю задуматься на тему, как «Спасти рядового Иванова»!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Получение гражданства РФ для соотечественников из Прибалтики Госдума обсудит осенью

Получение гражданства РФ для соотечественников из Прибалтики Госдума обсудит осенью

0
520
Верховный суд высказался за приватность осужденных

Верховный суд высказался за приватность осужденных

Екатерина Трифонова

Подтверждено, что зэкам тоже необходимо пространство для уединения

0
1136
КПРФ прощается с несистемной оппозицией

КПРФ прощается с несистемной оппозицией

Дарья Гармоненко

Коммунисты пытаются взять под контроль потерянный после Жириновского электорат ЛДПР

0
1311
Российские волонтеры начали доставку гуманитарных грузов в подконтрольные села Николаевской области

Российские волонтеры начали доставку гуманитарных грузов в подконтрольные села Николаевской области

0
698

Другие новости